Вопрос 1. Сущность и значение стадии производства в надзорной инстанции
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вопрос 1. Сущность и значение стадии производства в надзорной инстанции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Производство в надзорной инстанции можно условно разделить на два этапа. На первом этапе судья соответствующей надзорной инстанции в течение 30 суток со дня поступления рассматривает надзорные жалобу или представление и решает вопрос о возбуждении по ним надзорного производства. В необходимых случаях он вправе истребовать в пределах своей компетенции любое уголовное дело (ч. 1,2 ст. 406 Уголовно-процессуального кодекса).
Понятие надзорного производства
Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу.
Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса.
Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.
Понятие надзорного производства
Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу.
Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса.
Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.
Производство в надзорной инстанции
Производство в надзорной инстанции: понятие, значение, отличие от апелляционного и кассационного производства. Требования, предъявляемые к надзорной жалобе, порядок ее принесения и рассмотрения. Виды решений и пределы прав суда надзорной инстанции.
Надзорное производство – стадия уголовного процесса, в которой вышестоящий суд по жалобам сторон в деле либо по представлению прокурора проверяет законность и обоснованность вступившего в законную силу приговора, определения или постановления суда, вынесенных по первой инстанции, а также судебных решений, вынесенных кассационными и апелляционными инстанциями или нижестоящими надзорными инстанциями. Пересмотр в порядке надзора является важной гарантией права на судебную защиту, одним из способов защиты прав и законных интересов участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения и со стороны защиты.
По какому поводу возбуждается надзорное производство
Надзорное производство в гражданском процессе отличаются от такового в уголовном по большему счету только составом правонарушения. Поэтому процедура одинакова в обоих случаях. Поводом для возбуждения данного процесса может быть только информация, которая свидетельствуют о том, что вердикт суда вынесен незаконно и без надлежащих оснований. Важно и то, что сроки подачи надзорной жалобы не ограничены. К тому же надзорных инстанций существует несколько. То есть, одно и то же дело в ходе надзорного производства в уголовном процессе или в гражданском можно рассматривать неоднократно.
Надзорный порядок дает право пересматривать:
- любые решения первой судебной инстанции;
- вердикты судьи, при назначении им заседания суда;
- решения кассационных жалоб;
- определения, которые были вынесены в процессе исполнения приговора;
- постановления инстанций надзора, находящихся рангом ниже.
Развитие на начальном этапе
В советское время на формирование института надзора влияло три фактора:
-
Принцип законности.
Имея конституционный характер, данное положение обуславливало необходимость аннулирования актов правосудия, вступивших в силу, но при этом противоречащих нормам законодательства. -
Ограниченность обжалования.
Для защиты интересов сторон не разрешалось подавать бесконечное число жалоб, снижая таким образом стабильность решений, затягивая исполнение, пересматривая дело только лишь потому, что кто-то из участников был не согласен с выводами суда (зачастую необоснованно). -
Государственное влияние.
В качестве одной из основных задач власти на тот момент выступало максимальное продвижение и усиление вмешательства государства в частные правовые отношения.
Положения, перечисленные в ст. 304 АПК, достаточно неоднозначно оцениваются в отечественных юридических изданиях. Отдельные авторы считают, что законодатель использовал наиболее удачные формулировки ГПК в приведенных выше случаях. Это, по мнению экспертов, умаляет право получения судебной защиты. Однако имеет место и иное, противоположное заключение. Оно состоит в том, что к гражданскому судопроизводству нельзя применять положение об абсолютизации права на разбирательство в порядке проверки. Надзорные производства судебных актов, подписанных высшим органом или судом третьей инстанции, в ряде случаев, определенных законом, могут ограничиваться. Это, в свою очередь, не будет свидетельствовать об умалении или ненадлежащей реализации возможности получить защиту. Данная позиция представляется не только более, но и единственно верной. Здесь следует сказать, что она соответствует и основным идеям, которые заложены в основание нового АПК. С учетом того, что надзор в арбитражном процессе выступает в качестве третьей проверочной стадии, на которой выполняется оценка согласованности с законом актов, вступивших в действие, указание на то, что данная процедура должна носить выборочный характер, предотвращает вероятность дублирования действий кассационного органа, а также подчеркивает специфику функций и задач, которые возложены на ВАС.
Развитие на начальном этапе
В советское время на формирование института надзора влияло три фактора:
- Принцип законности. Имея конституционный характер, данное положение обуславливало необходимость аннулирования актов правосудия, вступивших в силу, но при этом противоречащих нормам законодательства.
- Ограниченность обжалования. Для защиты интересов сторон не разрешалось подавать бесконечное число жалоб, снижая таким образом стабильность решений, затягивая исполнение, пересматривая дело только лишь потому, что кто-то из участников был не согласен с выводами суда (зачастую необоснованно).
- Государственное влияние. В качестве одной из основных задач власти на тот момент выступало максимальное продвижение и усиление вмешательства государства в частные правовые отношения.
По какому поводу возбуждается надзорное производство
Надзорное производство в гражданском процессе отличаются от такового в уголовном по большему счету только составом правонарушения. Поэтому процедура одинакова в обоих случаях. Поводом для возбуждения данного процесса может быть только информация, которая свидетельствуют о том, что вердикт суда вынесен незаконно и без надлежащих оснований. Важно и то, что сроки подачи надзорной жалобы не ограничены. К тому же надзорных инстанций существует несколько. То есть, одно и то же дело в ходе надзорного производства в уголовном процессе или в гражданском можно рассматривать неоднократно.
Надзорный порядок дает право пересматривать:
- любые решения первой судебной инстанции;
- вердикты судьи, при назначении им заседания суда;
- решения кассационных жалоб;
- определения, которые были вынесены в процессе исполнения приговора;
- постановления инстанций надзора, находящихся рангом ниже.
Понятие и значение стадии надзорного производства
Как правило, незаконные приговоры, определения, постановления суда отменяются или изменяются при рассмотрении в кассационной инстанции. Однако, во-первых, не каждое уголовное дело становится предметом рассмотрения в кассационном порядке, во-вторых, и после рассмотрения дела в кассационной инстанции нередко остаются необнаруженными серьезные ошибки и нарушения норм уголовного и уголовно-процессуального закона, допущенные по делу, которые колеблют законность и обоснованность приговоров и других судебных постановлений. Могут также иметь место случаи, когда сама кассационная инстанция неверно разрешила дело. Для устранения нарушений подобного рода и существует стадия надзорного производства, являющего таким образом формой надзора и руководства судебной деятельностью нижестоящих судов со стороны вышестоящих судов.
Надзорное производство – это исключительная стадия уголовного процесса, представляющая собой проверку судом надлежащей надзорной инстанции законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных приговоров, определений, постановлений по протестам соответствующих должностных лиц прокуратуры и суда в целях выявления и устранения ошибок, допущенных судами первой, второй и надзорной инстанции.
Вопрос 1. Сущность и значение стадии производства в надзорной инстанции
Надзорное производство — это стадия уголовного процесса, в которой уполномоченные на то уголовно-процессуальным законом должностные лица суда и прокуратуры при наличии оснований опротестовывают вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления суда первой инстанции, а также определения и постановления кассационной и надзорной инстанций, а надлежащие надзорные инстанции проверяют их законность и обоснованность и принимают по результатам проверки предусмотренные законом решения.
Надзорное производство является исключительной
стадией уголовного процесса. Исключительность этой стадии определяется
двумя признаками:
1) она возможна только по делу, по которому судебное решение вступило в законную силу. Стадия исполнения приговора тоже наступает после вступления приговора, определения, по становления суда первой инстанции и определения суда кассационной инстанции в законную силу. Поэтому одного этого признака недостаточно для отнесения надзорного производства к исключительным стадиям;
2) надзорное производство может быть осуществлено только по протестам управомоченных на то уголовно-процессуальным законом должностных лиц суда и прокуратуры.
Надзорное производство состоит из двух частей:
1) рассмотрение лицами, указанными в ст. 404 УПК, жалоб о пересмотре приговоров, определений, постановлений, вступивших в законную силу, проверки ими уголовных дел в связи с поступившими жалобами или по собственной инициативе, проверки дел вышестоящими прокурорами по представлениям нижестоящих прокуроров и вышестоящими судами при наличии особого мнения судьи, и принесение ими протеста при наличии к тому оснований. Если оснований для принесения протеста не обнаружено, дело возвращается в суд, из которого оно было истребовано, и надзорное производство по этому делу на этом заканчивается;
2) рассмотрение уголовного дела судом надзорной инстанции по протесту на вступившие в законную силу приговоры, определения, постановления судов первой, кассационной (второй) и нижестоящей надзорной инстанций и принятие одного из предусмотренных ст. 412 УПК решений.
Уголовное дело может и не проходить стадию надзорного производства при отсутствии поводов и оснований
для возбуждения надзорного производства.
Стадия надзорного производства начинается с момента поступления
в вышестоящий суд или вышестоящему прокурору жалобы осужденного, оправданного, их защитников и законных представителей, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей на вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда либо получения вышестоящим прокурором представления нижестоящего прокурора о принесении протеста в порядке надзора, или поступления в надзорную инстанцию уголовного дела из суда первой инстанции при наличии особого мнения судьи для решения вопроса о принесении протеста в порядке надзора, или истребования лицами, указанными в ст. 404 УПК, по собственной инициативе в пределах их компетенции уголовного дела для проверки и разрешения вопроса о принесении протеста.
Заканчивается
эта стадия вынесением судом надзорной инстанции соответствующего решения по делу либо возвращением дела в суд, из которого оно было истребовано, при отсутствии оснований для принесения протеста.
Надзорное производство является формой надзора и руководства
судебной деятельностью нижестоящих судов со стороны вышестоящих судов. В этой стадии осуществляется
также надзор вышестоящих прокуроров
за законностью и обоснованностью судебных решений, вступивших в законную силу. Пересматривать уголовные дела, по которым решения нижестоящих судов вступили в законную силу, могут только суды надзорной инстанции по протестам должностных лиц, управомо-ченных их приносить. Причем, если в кассационном порядке дело может быть пересмотрено
только один раз,
то в надзорном порядке —
неоднократно,
но обязательно с соблюдением
принципа инстанционности,
то есть дело пересматривается надзорными инстанциями последовательно, начиная с нижестоящей надзорной инстанции и закачивая Президиумом Верховного Суда Республики Беларусь.
Протесты на вступившие в законную силу приговоры, определения, постановления называются надзорными протестами.
В надзорном порядке могут быть пересмотрены все без исключения решения любой судебной инстанции, кроме постановлений Президиума Верховного Суда Республики Беларусь. Пересматриваются вступившие в законную силу приговоры, определения, постановления судов первой, кассационной (второй) и нижестоящих надзорных инстанций. Вышестоящие суды, рассматривая в надзорном порядке уголовные дела, по которым вступили в законную силу приговоры, определения и постановления нижестоящих судов, устраняют допущенные по этим делам судебные ошибки и нарушения закона, обеспечивают защиту прав и законных интересов сторон, укрепляют законность в судебной деятельности и содействуют повышению качества работы судов.
Как проходит производство в суде надзорной инстанции?
В целом, можно поделить рассматриваемый нами процесс на два этапа. Первый из них предполагает рассмотрение судьей необходимой инстанции надзора на протяжении месяца с момента поступления документа этой жалобы либо представления и разрешение вопроса о необходимости начала надзора. В некоторых ситуациях судья имеет право потребовать нужное ему уголовное дело – разумеется, в рамках своей компетенции.
Проанализировав полученную жалобу, судья определяет, нужно ли начинать надзорное производство и направлять полученную документацию на изучение суду наряду с делом, если это требуется. Возможен и отказ в утверждении жалобы. Тогда можно подать обжалование данного вердикта – подается оспаривание на имя председателя краевого, областного и аналогичных им судов, Председателя ВС России или лица, его замещающего. Они в свою очередь могут не согласиться со мнением судьи, вынесшего отрицательный вердикт, обнулить его законную силу и вынести собственное решение о необходимости начала производства и отправки жалобы на изучение суду.
Далее следует изучение жалобы.
Обратите внимание! Длится этот процесс максимум 15 дней, а если ситуация касается ВС страны – максимум месяц с момента вынесения вердикта.
Понятие и значение стадии надзорного производства
Как правило, незаконные приговоры, определения, постановления суда отменяются или изменяются при рассмотрении в кассационной инстанции. Однако, во-первых, не каждое уголовное дело становится предметом рассмотрения в кассационном порядке, во-вторых, и после рассмотрения дела в кассационной инстанции нередко остаются необнаруженными серьезные ошибки и нарушения норм уголовного и уголовно-процессуального закона, допущенные по делу, которые колеблют законность и обоснованность приговоров и других судебных постановлений. Могут также иметь место случаи, когда сама кассационная инстанция неверно разрешила дело. Для устранения нарушений подобного рода и существует стадия надзорного производства, являющего таким образом формой надзора и руководства судебной деятельностью нижестоящих судов со стороны вышестоящих судов.
Надзорное производство – это исключительная стадия уголовного процесса, представляющая собой проверку судом надлежащей надзорной инстанции законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных приговоров, определений, постановлений по протестам соответствующих должностных лиц прокуратуры и суда в целях выявления и устранения ошибок, допущенных судами первой, второй и надзорной инстанции.
Как самостоятельная стадия уголовного процесса надзорное производство может быть условно подразделено на два взаимосвязанных между собой этапа, каждый из которых включает в себя несколько частей. Первый этап – возбуждение надзорного производства – представляет собой три относительно самостоятельные части:
1) рассмотрение надзорной жалобы уполномоченными на то должностными лицами суда или прокуратуры;
2) истребование в необходимых случаях уголовного дела и его изучение;
3) принятие процессуального решения о принесении надзорного протеста или об отказе в удовлетворении жалобы.
Второй этап – рассмотрение уголовного дела судом надзорной инстанции – включает в себя:
а) подготовительную часть судебного заседания;
б) доклад дела судьей;
в) объяснения явившихся лиц;
г) заключение прокурора или поддержание им протеста;
д) принятие и оглашение решения.
При проверке судебных постановлений, вступивших в законную силу, используются методы и принципы, свойственные также кассационному производству, — ревизионное начало и недопустимость поворота к худшему. Согласно ст. 414 УПК, при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора суд не связан доводами протеста и обязан проверить все производство по делу в полном объеме. Если по делу осуждено несколько лиц, а протест принесен в отношении одного или части осужденных, суд обязан проверить дело в отношении всех осужденных.
Суд при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора может смягчить назначенное осужденному наказание или применить закон о менее тяжком преступлении, изменить режим отбывания наказания, установить фактическое начало исчисления срока отбывания наказания и решить иные вопросы, связанные с изменением приговора, но не вправе применить закон о более тяжком преступлении, а также усилить наказание, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 и 5 ч. 3 ст. 396 УПК.
Признав неправильным оправдание обвиняемого или прекращение производства по уголовному делу в суде первой или кассационной инстанции, равно как и назначение осужденному наказания, по своей мягкости не соответствующего содеянному, суд надзорной инстанции вправе с соблюдением требований статей 387 и 388 УПК отменить приговор или определение и направить дело на новое судебное рассмотрение соответственно в суд первой или кассационной инстанции.
Если неосновательное прекращение производства по уголовному делу или незаконное смягчение наказания осужденному были допущены при рассмотрении дела в порядке надзора, вышестоящая надзорная инстанция вправе отменить определение или постановление нижестоящей надзорной инстанции и оставить в силе с изменением или без изменения приговор суда и кассационное определение.
В случае, когда по уголовному делу осуждено или оправдано несколько обвиняемых, суд не имеет права отменить приговор, определение, постановление в части тех осужденных или оправданных, в отношении которых протест не приносится, если отмена приговора, определения, постановления ухудшает их положение.
Необходимо также обратить внимание на общность задач надзорного и кассационного производств, а также оснований к отмене или изменению проверяемых на соответствующих стадиях судебных решений.
В рамках надзорного производства проверяются решения, вступившие в законную силу и потому обладающие свойством обязательности для всех физических и юридических лиц. В данной связи рассматриваемое производство отличается от кассационной проверки рядом общих условий его осуществления.
Жалоба, принесенная на приговор или иное судебное решение заинтересованным лицом, не влечет за собой направление дела в надзорную инстанцию. Пересмотр судебных решений в порядке надзора проводится только по протесту уполномоченного на то законом прокурора, председателя суда или их заместителей. Тем самым обеспечивается стабильность судебных решений.
В порядке судебного надзора может быть проверен более широкий круг судебных решений, в том числе: решения, не подлежащие кассационному обжалованию или опротестованию; определения кассационной инстанции; постановления (определения) нижестоящих надзорных инстанций.
Начало надзорного производства и пересмотр судебного решения не ограничены какими-либо сроками, если в протесте ставится вопрос о необоснованности осуждения лица или о смягчении ему наказания. Однако пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения, постановления суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения, постановления суда о прекращении производства по уголовному делу допускаются в течение одного года по вступлении их в законную силу.
В надзорном производстве, как и в кассационном, проверка законности и обоснованности судебного решения ведется по материалам уголовного дела и дополнительным материалам, представленным вместе с протестом (представление дополнительных материалов в надзорном производстве не предусмотрено УПК, но допускается судебной практикой). В то же время, если в кассационной инстанции могут быть исследованы любые новые материалы, то в надзорной – только те, что относятся к обстоятельствам, которые были предметом исследования в суде и не свидетельствуют о наличии вновь открывшихся обстоятельств. Так, во внимание не могут быть приняты данные о совершении осужденным иных преступлений, которые не были раскрыты к моменту приговора, или материалы, указывающие на заведомую ложность показаний свидетеля. Подобные материалы могут быть изучены на стадии возобновления дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Дополнительные материалы подлежат оценке в совокупности с имеющимися в деле доказательствами и наряду с ними могут быть положены в основу решения только об отмене приговора (п. 18 постановления Пленума Верховного Суда СССР № 2 от 5.04.1985 г. «О применении судами законодательства, регламентирующего пересмотр в порядке надзора приговоров, определений, постановлений по уголовным делам»).
Порядок рассмотрения дела судом надзорной инстанции отличается от процедуры, установленной для кассационного производства. В первую очередь это касается ограничения таких начал, как гласность и состязательность.
В кассационном порядке соответствующее судебное решение может быть пересмотрено только один раз, а в порядке надзора оно может быть пересмотрено неоднократно, поскольку надзорных инстанций несколько и одна (вышестоящая) обладает правом пересмотра решений другой (нижестоящей). При этом должен соблюдаться принцип инстанционности, т. е. дело пересматривается надзорными инстанциями последовательно, начиная с нижестоящей надзорной инстанции и заканчивая Президиумом Верховного Суда.
Сущность и значение стадии надзорного производства.
Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу.
Пересмотр вступивших в законную силу решений, определений и постановлений судов общей юрисдикции в порядке надзора — самостоятельная стадия гражданского процесса.
Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судамиапелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.
Сущность и значение надзорного производства, его стадии
инициатива должностных лиц, обладающих правом принесения протестов в порядке надзора, на вступившие в законную силу судебные постановления.
Надзорная жалоба может быть подана в течение трех лет со дня вступления в законную силу судебного постановления.
Должностное лицо, имеющее право принесения протеста в порядке надзора при наличии к тому оснований, приносит протест в порядке надзора и направляет его с делом в соответствующий суд для рассмотрения. Протест в порядке надзора представляется в суд с копиями по числу лиц, участвующих в деле. представление судьи, участвовавшего в рассмотрении данного дела или рассматривающего другое дело, для которого вступившее в законную силу судебное постановление имеет юридическое значение;Поводами к истребованию дел, а также к принесению протестов в порядке надзора являются.
В зависимости от обстоятельств, вызывающих необходимость исправления судебных решений и определений, вступивших в законную силу, они могут быть пересмотрены в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам.
На стадии надзора обеспечиваются дополнительная проверка законности судебных постановлений и возможность исправления допущенных судебных ошибок.
проверяя законность судебных актов, вступивших в законную силу, надзорная инстанция устраняет судебные ошибки, тем самым защищая нарушенные права и интересы;Решения или определения, вступившие в законную силу, по разным причинам могут оказаться неправильными и после пересмотра в кассационном порядке. Возможны также случаи, когда неправильным оказывается вступившее в законную силу судебное решение или определение, своевременно не обжалованное в кассационном порядке. Предмет надзорного производства – судебное решение, вступившее в законную силу. Исходя из общего подхода к оценке дополнительных материалов на предшествующих судебных стадиях, можно заключить, что изменять приговор и последующие судебные решения или отменять таковые с прекращением дела на основании дополнительных материалов не следует.
Исключение составляют случаи, когда достоверность фактов, устанавливаемых дополнительно представленными материалами, не требует проверки, например документ о возрасте осужденного, не позволяющий привлечь его к уголовной ответственности, справка о том, что он не был прежде судим, и т. п. 26.3.6. данные о лице, подавшем жалобу или представление, с указанием его процессуального положения, места жительства или места нахождения; 3) Таким образом, рассмотрение гражданских дел в суде надзорной инстанции является самостоятельной стадией гражданского судопроизводства Российской Федерации, которая имеет свои специфические особенности. О. В. Исаенкова, анализируя значение и сущность пересмотра судебных актов в суде надзорной инстанции, подчеркивает, что рассмотрение дела в надзорной инстанции является самостоятельной, специфической стадией гражданского судопроизводства России. 6) В надзоре проверяется только законность, обоснованность не проверяется. Причем решение подлежит отмене только в случае существенного нарушения норм материального или процессуального права. Сегодня надзорная стадия рассматривается как исключительная стадия гражданского процесса.
Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора
Надзорное производство в судебной системе России имеет сложный путь развития. Особенно значительные изменения в характере и процедуре пересмотра судебных актов в порядке надзора произошли в последнее десятилетие. Определяющим фактором этих перемен, несомненно, является ратификация Россией Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод в 1998 г. и соответственно признание Россией юрисдикции Европейского Суда по правам человека (далее — ЕСПЧ).
Пересмотр судебных актов в порядке надзора — самостоятельная стадия гражданского процесса, которую можно определить как совокупность процессуальных отношений, урегулированных нормами гражданского процессуального права и возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных постановлений, вступивших в законную силу.
Под влиянием европейских стандартов в России постепенно пришли к выводу о том, что жалобы в суд высшей инстанции должны подаваться только в рамках дел, заслуживающих исключительного внимания, которые будут развивать право, способствовать единообразному толкованию закона. поскольку пересмотр дела в надзорном порядке в Российской Федерации не может инициироваться частным лицом и возбуждение производства в порядке надзора относится к сфере дискреционного усмотрения определенных законом должностных лиц, то данное производство не является эффективным средством судебной защиты по смыслу п. 1 ст. 35 Европейской Конвенции [1].
В целях постепенного приведения национального законодательства в соответствие с требованиями европейских стандартов после принятия ГПК РФ в 2002 г. было принято три федеральных закона, внесших существенные изменения в надзорное производство, последнее — Федеральным законом от 9 декабря 2010 г. № 353-ФЗ, который вступил в силу 1 января 2012 г. Судебная политика формируется толкованием применяемых норм гражданского, семейного, трудового и иных отраслей права, а также гражданского процессуального права, которое проводят вышестоящие суды при пересмотре решений и определений. Понятие сущность и значение производства в надзорной инстанции? В этом плане особое значение имеют опубликованные в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерацию данные судебной практики, а также проводимые Судебной коллегией по гражданским делам и Кассационной коллегией Верховного Суда Российской Федерации обзоры и обобщения. Судебная система страны остро нуждается в руководстве, которое бы осуществлялось в процессуальной форме без вмешательства в отправление правосудия по конкретным делам, без нарушения независимости судей и обеспечивало бы безупречную правильность и эффективность гражданской юрисдикции.
Поводы для возбуждения уголовного производства
Основным поводов для возбуждения уголовного производства является наличие любых сведений и данных, свидетельствующих о том, что вердикт суда вынесен незаконно, является неоправданным. Стоит отметить, что в 2021 году соответствующим постановлением срок подачи надзорной жалобы сделали неограниченным. Более того, надзорных инстанций существует несколько. Поэтому если вам отказали в удовлетворении жалобы в одной инстанции, вы имеете полное право обратиться в другую.
Подать надзорную жалобу можно как сразу после вынесения приговора, так и в процессе отбывания наказания в местах лишения свободы. Даже после погашения судимости человек имеет право на возбуждение надзорного производства в уголовном процессе в том случае, если на это есть основания.