Налоговые преступления юридических лиц

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговые преступления юридических лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.

Комментарии к ст. 198 УК РФ

1. Общественная опасность уклонения от уплаты налогов заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы, что влечет непоступление денежных средств в бюджетную систему государства. Уклонение от уплаты налогов является преступлением, причиняющим вред финансовым интересам государства, нарушающим функционирование его налоговой системы.

О понятии налога и сбора см. ст. 8 НК РФ.

2. Объективная сторона уклонения от уплаты налогов и сборов с физического лица включает два способа совершения деяния: а) непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых обязательно; б) включение в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений.

Неуплата налога без использования названных в законе способов считается налоговым правонарушением (ст. 122 НК РФ).

3. Ответственностью по ст. 198 охватывается уклонение, совершенное одним из названных способов, от уплаты любого налога и (или) сбора, которые обязано уплачивать физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели (налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, акцизы и др.).

4. Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Сроки представления декларации и сроки уплаты налога устанавливаются Налоговым кодексом применительно к каждому из существующих видов налогов.

5. Перечень иных документов, представление которых обязательно и включение в которые заведомо ложных сведений может повлечь уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов, зависит от вида налога. Как указал Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 28.12.2006 N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» , «под иными документами, указанными в статьях 198 и 199 УК РФ, следует понимать любые предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствие с ним федеральными законами документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов и (или) сборов» (п. 5).

———————————

БВС РФ. 2007. N 3.

6. Одним из основных налогов, уплачиваемых физическими лицами, является налог на доходы физических лиц. Согласно ст. 229 НК РФ налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц в обязательном порядке представляется только налогоплательщиками — физическими лицами, указанными в ст. ст. 227 и 228 НК РФ: во-первых, физическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, и другими лицами, занимающимися в установленном порядке частной практикой; во-вторых, физическими лицами, получающими вознаграждение от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или аренды; физическими лицами, исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности; физическими лицами — налоговыми резидентами РФ, получающими доходы от источников, находящихся за пределами РФ; физическими лицами, получающими другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами; физическими лицами, получающими выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр. Эти категории налогоплательщиков обязаны уплатить общую сумму налога, исчисленную исходя из налоговой декларации, в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

7. Объектом налогообложения при уплате налога на доходы физических лиц является доход, полученный налогоплательщиками: для лиц, являющихся налоговыми резидентами России, учитывается доход, полученный как от источников в Российской Федерации, так и вне ее, а для не являющихся налоговыми резидентами РФ принимаются во внимание только доходы, полученные от источников в Российской Федерации. При налогообложении учитываются все доходы, полученные в денежной и в натуральной форме, в том числе и в виде материальной выгоды.

В налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц последние указывают все полученные ими в налоговом периоде (календарном году) доходы, их источники, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

8. Заведомое искажение данных, включенных в декларацию о доходах, может выражаться в неотражении в ней каких-либо источников получения доходов или уменьшении размеров доходов, полученных из этих источников, завышении размеров стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов, которые должны быть произведены из облагаемого налогом дохода или вообще их необоснованном применении, увеличении суммы расходов, произведенных при получении в отчетном году доходов, и др.

Уклонение физического лица от уплаты налога на доходы физических лиц, равно как и уклонение от уплаты других налогов (сборов), считается оконченным преступлением с момента фактической неуплаты налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64).

9. Субъектом преступления является физическое лицо (гражданин России, иностранец, лицо без гражданства), достигшее возраста 16 лет и обязанное в соответствии с законодательством платить налоги (сборы). По мнению Пленума Верховного Суда РФ, субъектом преступления может быть также физическое лицо, осуществляющее представительство в совершении действий, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в соответствии со ст. ст. 26, 27 и 29 НК РФ, и лицо, фактически осуществляющее предпринимательскую деятельность через подставное лицо (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64).

10. Преступление совершается с прямым умыслом. Несвоевременная подача налоговой декларации, не связанная с намерением уклониться от уплаты налога, а равно искажение данных о фактически полученных доходах или понесенных при этом расходах, происшедшее по ошибке, не влекут уголовной ответственности по ст. 198 .

———————————

БВС РФ. 2003. N 5. С. 1 — 15.

11. Понятие крупного и особо крупного размеров уклонения от уплаты налогов и (или) сборов определены в примечании к ст. 198. Формулировка закона позволяет объединять суммы неуплаченных налогов и сборов в пределах трех финансовых лет подряд. Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря (ст. 12 Бюджетного кодекса РФ). Необходимый для уголовной ответственности крупный размер неуплаты налогов и сборов может исчисляться суммами, превышающими 600000 или 1,8 млн. руб. Если сумма неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 600000 руб., но не превышает 1,8 млн. руб., размер неуплаты признается крупным при условии, что сумма неуплаты превышает 10% от суммы всех подлежащих уплате за соответствующий период в пределах трех финансовых лет подряд налогов и (или) сборов. Если же сумма неуплаты превышает 1,8 млн., крупный размер неуплаты имеет место даже при условии, что эта сумма менее 10% всех подлежащих уплате за этот период налогов и сборов. Соответственно, особо крупная неуплата налогов и (или) сборов с физического лица должна превышать 9 млн. руб., либо 3 млн. руб., но тогда требуется, чтобы доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышала 20% подлежащих уплате за период в пределах трех финансовых лет подряд налогов и (или) сборов.

Читайте также:  Порядок покупки квартиры по военной ипотеке

Указание на три финансовых года вовсе не исключает, что необходимая для уголовной ответственности сумма уклонения от уплаты налогов и (или) сборов может образоваться и в пределах одного финансового года, по одному или нескольким налогам, в течение одного налогового периода (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64).

Отвественность за налоговое преступление

За уклонение от уплаты налогов в крупном размере Уголовным кодексом предусмотрены следующие меры наказания:

  • штраф от 100 000 до 300 000 рублей (либо штраф в размере заработной платы или другого дохода обвиняемого за период от одного года до двух лет);

  • принудительные работы сроком до двух лет – при этом юридическое лицо может лишиться права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет;

  • арест сроком до шести месяцев;

  • лишение свободы сроком до двух лет – либо с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет, либо без такового.

Кто признается налогоплательщиком?

Как пояснили в Управлении Федеральной налоговой службы по Нижегородской области, плательщиками налога являются организации, имеющие на своем балансе имущество, признаваемое объектом налогообложения. В данном случае налог исчисляется исходя из среднегодовой стоимости имущества. Также к числу плательщиков относятся собственники, если их объекты недвижимости включены региональными законами в Перечень объектов, в отношении которых налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости.

Налог на имущество организаций в Нижегородской области установлен Налоговым кодексом Российской Федерации и Законом Нижегородской области от 27.11.2003 № 109-З «О налоге на имущество организаций». Ставки по налогу на имущество граждан устанавливаются местными органами самоуправления и не могут превышать пределы, установленные НК РФ (2% от кадастровой стоимости).

В то же время предельные размеры ставок могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Директор бухгалтерской компании «Авирта» Марат Самитов сообщил, что пени начисляются в соответствии со ст.75 НК РФ и зависят от того, когда именно возникла недоимка.

Используются следующие формулы с учетом даты возникновения просрочки:

— до 30.09.2017 — [неоплаченная сумма налога] х [количество дней просрочки] х [1/300 ставки рефинансирования];

— с 01.10.2017 в случае просрочки до 30 дней — [неоплаченная сумма] х [количество дней просрочки] х [1/300 ставки рефинансирования];

— с 01.10.2017 при просрочке 30 дней и более — [неоплаченная сумма] х [30 дней] х [1/300 ставки рефинансирования, которая действовала в период просрочки] + [неоплаченная сумма] х [количество дней просрочки, начиная с 31-ого] х [1/150 рефинансирования, которая действовала с 31 дня просрочки].

Уклонение от уплаты налогов: кто несет уголовную ответственность?

Любая организация минимизирует налоги и, мягко говоря, не всегда делает это законно. Если с административной ответственностью организации за неуплату налога (ст. 122, 123 НК РФ) на фоне сложившейся арбитражной практики все понятно, то на вопрос: кто конкретно (директор, главбух или иные лица) несет уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов с организации по ст. 199 УК РФ ответа очевидного нет.

Определенность в поставленный вопрос внесли разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, изложенные в Постановлении № 64 от 28.12.06 г. «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления», согласно которым круг субъектов уголовной ответственности далеко не ограничивается теми лицами, на которых официально (юридически) в соответствии с учредительными и локальными актами фирмы возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета, представлению налоговой отчетности и уплате налогов.

В соответствии с п. 7 Постановления Пленума ВС к субъектам преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, могут быть отнесены и иные лица, специально уполномоченные органом управления организации на подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов.

У меня есть дом на земельном участке в СНТ. Он не зарегистрирован. Может ли это считаться уклонением от уплаты налогов? Дело в том, что я получил письмо из налоговой службы. К нему приложен фотоплан моего участка, на котором виден дом.

В письме написано, что нерегистрация дома считается бездействием с моей стороны, направленным на уклонение от уплаты налогов, и ко мне будут применены меры ответственности по п. 3 ст. 129.1 НК РФ.

Светлана Жмурко
Консультаций: 74

В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Однако законодательство не обязывает гражданина регистрировать построенный дом. Об обязательстве ставить на учет постройку ничего не сказано ни в Налоговом кодексе РФ, ни в Федеральном законе от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Построенный, но не зарегистрированный дом, имеет право на существование. Однако гражданин, который его возвел, не будет иметь никаких документов на возведенный объект, а значит, не будет и прав им распоряжаться.

Если право не будет зарегистрировано, то оно считается не возникшим. В этом случае наступают следующие последствия: человек не может распорядиться этим объектом, в частности, продать, подарить, завещать и т.д.

Читайте также:  Пенсии сотрудникам МВД в 2024 году повышение

Совсем другое дело, если дом зарегистрирован, налог на него не приходит, а собственник строения спокойно сидит и думает, что это проблемы налоговиков. Это не так.

В случае неполучения налогового уведомления налогоплательщик обязан в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом), сообщить о наличии у него объектов недвижимости. К данному сообщению должны быть приложены копии правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимости (п. 2.1 ст.

23 НК РФ).

Заявление и копии правоустанавливающих документов можно представить в налоговый орган лично или направить по почте заказным письмом.

При невыполнении установленной ст. 23 НК РФ обязанности начиная с 1 января 2017 г. и при выявлении таких объектов налогообложения налоговыми органами налогоплательщик привлекается к ответственности за совершение налогового правонарушения, установленного в п. 3 ст. 129.1 НК РФ, в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества, по которому не представлено (несвоевременно представлено) сообщение.

Физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Письмо, которое направила налоговая инспекция, не является налоговым уведомлением. Правовую оценку данному документу, не видя его, дать очень сложно, но, полагаю, что такое письмо не влечет никаких правовых последствий для гражданина, поскольку с учетом норм действующего законодательства никакого закона он не нарушает.

Комментарии к статье 198 УК РФ

Объект преступления — установленный порядок уплаты физическими лицами налогов и (или) сборов.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.

——

РГ. 2006. 31 дек.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ).

Сбор — это установленный налоговым законодательством обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8 НК РФ).

Действующим законодательством установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные (ст. 13 НК РФ), региональные (ст. 14 НК РФ) и местные (ст. 15 НК РФ), а также специальные налоговые режимы (ст. 18 НК РФ).

Уголовная ответственность наступает в случае уклонения от уплаты как федеральных налогов и сборов, так и налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов.

Среди налогов, уплачиваемых налогоплательщиками — физическими лицами, основными являются: на доходы, транспортный, земельный, на имущество. Порядок и сроки их уплаты предусматриваются в законодательстве о налогах и сборах .

——

Под законодательством о налогах и сборах понимается федеральное законодательство о налогах и сборах, региональное, а также нормативные правовые акты о налогах и сборах представительных органов местного самоуправления (ст. 1 НК РФ).

Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты) и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Налоговая декларация — это письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, а также других данных, связанных с исчислением и уплатой налога (ст. 80 НК РФ).

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по каждому виду налога по определенной форме лично или через его представителя, а также может быть направлена по почте, в том числе и электронной, в порядке и сроки, которые установлены налоговым законодательством.

Под иными документами, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, понимаются любые предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов и (или) сборов. Например, справки о суммах уплаченного налога (ст. 244 НК РФ), документы, подтверждающие право на налоговые льготы.

Объективная сторона преступления выражается в действиях (бездействии) — уклонении от уплаты налогов и (или) сборов следующими способами:

1) непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным;

2) включение в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений. В объективную сторону законодателем включены также последствия в виде крупного размера уклонения и причинная связь между действием и бездействием и общественно опасным последствием.

В отношении любого гражданского, административного, уголовного дела устанавливаются сроки давности – т.е. предельное время для обращения потерпевшей стороны в суд. Если срок давности истек, то сторона уже не может взыскать с ответчика соответствующую сумму, в том числе и по факту уклонения от уплаты налогов.

В случае с невыплатой налоговых платежей устанавливается срок давности в 3 года. Начало отсчета наступает с максимальной даты, когда гражданин должен был оплатить налог. В случае нанесения ущерба государству в особо крупном размере, т.е. более 36 млн рублей, срок давности составляет 6 лет.

ПРИМЕР 1. Гражданин выигрывает в лотерею сумму в 1 млн рублей. Согласно действующему законодательству он должен оплатить налог с этого выигрыша, который в зависимости от условий проведения акции может составить 13% или 35%. Предельный срок оплаты – 15 июля того же года (или следующего года, если выигрыш случился после этой даты). Соответственно, срок давности в 3 года по делу об уклонении от уплаты налогов будет отсчитываться именно с 15 июля.

ПРИМЕР 2. Индивидуальный предприниматель участвует в нелегальной схеме и подает декларацию с заведомо заниженными сведениями о доходе. Формально преступление (или правонарушение – в зависимости от суммы) совершается в момент подачи этой декларации. Но срок исковой давности в 3 года начнет отсчитываться именно с предельной даты уплаты налога.

ПРИМЕР 3. Гражданин приобрел земельный участок 30 ноября 2015 года. Срок уплаты налога на имущество наступает 1 декабря следующего, т.е. 2016 года. Гражданин не внес платеж ни 1 декабря 2016, ни 1 декабря 2017 года. Соответственно, срок исковой давности – 3 года с момента последнего неплатежа, т.е. с 1 декабря 2017 по 1 декабря 2020 года.

Важно понимать, что во многих случаях недобросовестные налогоплательщики сознательно затягивают сроки давности, чтобы по формальному признаку (истечение 3 лет) освободиться от уплаты. В подобных ситуациях налоговые инспекторы могут приостановить течение срока даже без решения суда.

Читайте также:  Льготы для пенсионеровв Оренбурге на 2024 год

Издается соответствующий акт, форма которого утверждена законодательно.

Внимание на срок давности по налоговым преступлениям!

По данным ВС РФ почти 40 % «налоговых» уголовных дел в 2018 году были прекращены по следующим основаниям:

  1. На основании ст. 28.1 УПК РФ, согласно которой суд, а также следователь прекращает уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении налоговых преступлений, в случае, если до назначения судебного заседания ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме (недоимка, штрафы, пени).

  2. На основании ст. 78 УК РФ — истечение срока давности привлечения к уголовной ответственности.

    Как видим, на практике немаловажную роль для освобождения от уголовной ответственности играет срок давности по налоговым преступлениям. Данный срок по общим правилам зависят от тяжести преступления. Так, для преступлений небольшой тяжести срок давности составляет 2 года (например, ч. 1 ст. 198, ст. 199, ст. 199.1 УК РФ). Для тяжких преступлений срок значительно больше — 10 лет (например, ч. 2 ст. 199, ст. 199.1 УК РФ).

Уклонение от уплаты налогов физическими лицами и фирмами может реализоваться с помощью разных незаконных схем. Все такие схемы хорошо известны сотрудникам ФНС, поэтому во время проверки налогоплательщиков они часто выявляют разные несоответствия.

К наиболее распространенным схемам относится:

  • открытие фирм-однодневок, куда перечисляются средства за разные услуги, которые фактически не оказываются, после чего деньги снимаются со счета, а компания закрывается;
  • регистрация ИП на лиц, которые вводятся в заблуждение или не осознают последствия своих действий;
  • привлечение мелких кредитных организаций для незаконного обналичивания денег;
  • перевод средств на счета, открытые на физлиц, например, человек в банке открывает вклад, куда перечисляются деньги компанией, после чего гражданин закрывает вклад, снимая все средства;
  • использование маткапитала в процессе покупки квартиры, которая далее переоборудуется в коммерческую недвижимость, используемую для получения дохода;
  • заключение фиктивных сделок, на основании которых покупаются или продаются объекты недвижимости.

Все вышеуказанные действия являются противозаконными, поэтому нарушители привлекаются к ответственности.

Особенности для физлиц

Уклонение от налогов фиксируется не только со стороны разных компаний, но и физических лиц. Граждане часто просто не желают уплачивать транспортный, имущественный и земельный налог. Поэтому учитываются следующие нюансы:

  • расчет налогов производится непосредственными налоговыми инспекторами, после чего граждане получают только готовые для оплаты квитанции;
  • расчет основывается на стоимости имеющегося имущества, представленного недвижимостью или участком земли;
  • при определении транспортного налога применяется мощность данного автомобиля;
  • за счет таких правил укрыть свое имущество или доходы довольно сложно;
  • обычно нарушения фиксируются, если гражданин покупает какое-либо имущество, но не регистрирует его в Росреестре или ГИБДД;
  • но за счет таких действий существует вероятность, что человек может лишиться купленных ценностей.

Если гражданами не уплачиваются своевременно штрафы, то им придется уплачивать штраф от 20 до 40% в зависимости от того, является ли нарушение намеренным или нет. Дополнительно начисляется пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Поэтому для граждан целесообразно отказаться от уклонения от уплаты налогов. С физических лиц взимаются не слишком крупные штрафы, но они могут ухудшить финансовое состояние любого человека.

Налоговый и Уголовный кодексы предусматривают наказание за неуплату налогов разного характера. А в целом к нарушителю могут быть применены следующие виды ответственности:

Вид Суть
1 Административная Подразумевает необходимость погасить все задолженности
2 Налоговая Включает применение к неплательщику различных санкций в денежном размере. Сюда же включают возникшие недоимки, штрафы и пени за неуплату налогов.
3 Уголовная Заключение под стражу/лишение свободы, а также компенсация за ликвидацию последствий нарушения и причиненного государству вреда

Налоговый кодекс предусматривает, что в случае привлечения лица к ответственности за то, что не выплатил в казну налог, он все равно должен погасить имеющуюся задолженность в полном объеме. Более того: даже уголовная ответственность за неуплату налогов не является основанием для освобождения от долгов по обязательным платежам.

При наличии недоимок к ответственности могут быть привлечены и физические, и юридические лица. Но формы и размеры наказаний для этих категорий отличаются.

Анализ статьи 9 НК РФ позволяет перечислить категории людей, которые могут быть привлечены к ответственности. Так, ответственность за неуплату налогов физическим лицом несут:

  • российские граждане, не ведущие собственной предпринимательской деятельности;
  • иностранцы;
  • лица без гражданства;
  • частные предприниматели (ИП).

Когда же налоги не уплачивают юридические лица, то к ответственности могут привлечь:

  • директора;
  • учредителей таких организаций;
  • главного бухгалтера;
  • должностных лиц компании.

Детально про ответственность за неуплату налогов юридическим лицом в 2020 году более подробно рассмотрим далее.

Налоговый комплаенс как инструмент уменьшения рисков привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям

Налоговый комплаенс – это комплекс мер по оценке налоговых рисков. Он позволяет выявить ошибки при исчислении налогов и сборов, оценить вероятность назначения налоговой проверки, проконтролировать соблюдение критериев должной осмотрительности, проверить поставщиков на добросовестность и т.д. Процедуры налогового комплаенса помогут точно узнать, насколько рискованна применяемая организацией хозяйственная модель. А главное, после проведения таких процедур можно будет выработать план мероприятий для нивелирования рисков и предотвращения возможных негативных последствий, в том числе привлечения к уголовной ответственности.

Рассмотрим пример. Небольшое ООО решило проанализировать, насколько рискованна применяемая им модель хозяйственных отношений с точки зрения ст. 54.1. НК РФ («Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов»). Общество обратилось к сторонним налоговым консультантам. Они предложили провести проверку, при которой выявляются, оцениваются и нивелируются налоговые риски на предприятии. Особенность этой процедуры налогового комплаенса заключается в том, что критериев налоговых рисков по ст. 54.1 в Налоговом кодексе нет. Для определения подобных рисков используются методики, основанные в том числе на опыте сопровождения налоговых проверок и анализе арбитражной практики.

После проведения запланированной комплаенс-процедуры стало ясно, что в зоне риска оказались хозяйственные взаимоотношения организации с индивидуальными предпринимателями. В случае проверки налоговый орган мог переквалифицировать гражданско-правовые договоры с ИП в трудовые и доначислить страховые взносы и штрафы. Такой риск возник из-за ошибок в формулировках условий договоров и оформлении первичных документов.

(Налоговый орган может переквалифицировать гражданско-правовые договоры с самозанятыми в трудовые и доначислить налоги и страховые взносы, которые не выплачивались с даты заключения договоров. А если сумма неуплаченных налогов и сборов окажется крупной, то может встать вопрос и об уголовной ответственности. Почему это возможно и как этого избежать – читайте в статье «Самозанятость: нюансы нового налогового режима»).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *