Специальная оценка условий труда: 10 важных этапов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Специальная оценка условий труда: 10 важных этапов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


СОУТ или специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий, направленных на исследование условий труда на каждом рабочем месте компании, анализ факторов риска, разработка рекомендаций для снижения опасного воздействия и дальнейшее определение работодателями компенсаций специалистам за вредность.

ВТОРОЙ ШАГ: создание списка рабочих мест для проведения проверки условий труда

Перед составлением графика следует определиться с количеством рабочих мест на предприятии. В этом поможет штатное расписание. После его изучения необходимо отсеять аналогичные, поскольку трудовое законодательство позволяет не проводить поголовную оценку, а исключить аналогичные места, но оставить не менее двух аналогичных. Грамотный подход к составлению списка позволит рационально распределить время и сэкономить средства. Поскольку сторонней организации для проведения СОУТ нужно оплачивать. А оплата формируется из расчета за каждую проверочную точку.

Как понять, какие рабочие места являются аналогичными? Очень просто, для трудящихся должны быть одинаковыми следующие моменты.

  • Наименование должности.
  • Марка и название оборудования.
  • Идентичные должностные обязанности и перечень заданий.
  • Сотрудники располагаются в одном помещении.

Законодательные новшества 2020 года

Внесенные в №426-ФЗ изменения вменили в обязанность компаний-оценщиков передачу сведений о проведенной проверке в ФГИС СОУТ; об отправке информации они обязаны в течение 3-х рабочих дней сообщать заказчику (ст. 18, ч. 3).

Надлежащее исполнение этой обязанности признается исключительно при получении заказчиком уведомления от экспертной компании, которое может быть оформлено как в бумажном виде (путем направления заказного письма с уведомлением о вручении), так и в электронном, заверенном усиленной квалифицированной ЭП.

Установлены и ранее отсутствовавшие в законодательстве сроки:

  • отчет о проведении проверки должен быть утвержден не позднее 30-ти календарных дней с момента получения отчета от организации-оценщика;
  • отсчет срока действия декларации по спецоценке с момента выгрузки отчета во ФГИС СОУТ (ранее — с момента утверждения).

Таким образом, использование результатов оценки становится возможным для организации только после внесения сведений во ФГИС. Новый подход призван исключить риски возможного умышленного сокрытия полученных отчетов, ведущие к снижению достоверности накапливаемых в контролирующем органе данных и к невозможности своевременно выявлять возможные нарушения с помощью имеющихся в распоряжении ФГИС СОУТ автоматических сервисов.

Данное нововведение не касается результатов, которые содержат сведения, составляющие охраняемую законом (в том числе государственную) тайну: согласно изменениям, внесенным в ст. 7 (ч. 2), их можно, как и прежде, применять с даты утверждения отчета.

Работодатель инициирует создание специальной комиссии для проведения СОУТ (закон оговаривает, что в нее должно входить обязательно нечетное количество людей). В состав комиссии по проведению СОУТ должен входить в качестве представителя от работодателя специалист по ОТ или другой сотрудник, прошедший обучение по ОТ и технике безопасности, представитель профсоюза. Если работодатель относится к малому бизнесу, то он лично входит в состав комиссии. С 1 января 2020 года вступило в силу дополнение к 9 статье ФЗ: если работодатель не может сформировать комиссию, то ее функции выполняет он сам или иной уполномоченный им сотрудник. Комиссия по проведению СОУТ утверждает график осуществления спецоценки, формирует перечень рабочих мест, для которых требуется оценка условий труда.

Читайте также:  НК РФ Статья 88. Камеральная налоговая проверка

Внеплановая спецоценка

Необходима в случае ввода новых рабочих мест, изменения технологического процесса и используемых материалов, изменений в СИЗ, получения специального предписания о внеплановом проведении специальной оценки, в случае, если на производстве произошел несчастный случай. Согласно изменениям, внесенным в ФЗ в декабре 2019 года, внеплановая оценка может проводится при наличии мотивированных возражений от профсоюзных организаций, в том числе основанных на возражениях работника. При введении в эксплуатацию новых рабочих мест и при переменах в технологическом процессе на проведение внеплановой оценки дается 12 месяцев, в прочих случаях — 6. Работник может влиять на результаты оценки на его рабочем месте. Он вправе обратиться к эксперту организации, проводящей оценку, и заявить о наличии потенциально вредных и опасных факторов на его рабочем месте.

Законодательство, регулирующее специальную оценку условий труда

Кроме статьи 212 ТК РФ, в которой указана обязанность работодателей проводить спецоценку, действует федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сама методика проведения оценки утверждена приказом Минтруда от 24 января 2014 года № 33н.

Предусмотрено и множество дополнительных нормативно-правовых актов:

  • межотраслевые и отраслевые правила по охране труда;
  • государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
  • стандарты безопасности труда;
  • типовые инструкции по охране труда по отдельным видам деятельности (например, электриков, газоэлектросварщиков, фрезеровщиков и др.)

Ответственность за не проведение или нарушение условий спецоценки может быть административной по ст. 5.27.1 КоАП РФ (штраф для ИП от 5 до 10 тыс. рублей, для организаций от 60 до 80 тыс. рублей) и уголовной по ст. 143 УК РФ (если это повлекло за собой нанесение тяжкого вреда здоровью или смерть работника).

Кто проводит специальную оценку труда?

Организовать и оплатить специальную оценку, как ранее и аттестацию рабочих мест, должен работодатель (ч. 1 ст. 8 Закона N 426-ФЗ). При этом сама оценка проводится совместно работодателем и специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона N 426-ФЗ).

При выборе такой организации работодателю следует учитывать требования, предъявляемые Законом к специализированным организациям, а именно требования ст. ст. 19 и 22 Закона N 426-ФЗ:

  • она должна быть независимым лицом по отношению к работодателю;
  • в ее уставных документах проведение специальной оценки условий труда должно быть прописано как основной вид деятельности;
  • организация должна быть аккредитована в порядке, предусмотренном Приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. N 205н. Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Минтруда России;
  • в организации должно быть не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей, врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
  • в организации должна быть испытательная лаборатория (центр), которая аккредитована национальным органом России по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест устанавливается Правительством РФ.

Методика проведения специальной оценки условий труда

Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н (далее — Методика). Она устанавливает требования к процедурам, которые должна выполнить специализированная организация, оказывающая услуги по проведению специальной оценки условий труда. Согласно ч. I Методики к таким процедурам относятся:

  • идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. II Методики, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н). Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов приводится в Приложении 2 к Приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н;
  • исследования (испытания, измерения) вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. III Методики, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н);
  • отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведенных исследований (испытаний, измерений) вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. IV Методики, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н);
  • оформление результатов проведения спецоценки (ч. V Методики, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н).
Читайте также:  Нормативы потребления электроэнергии в городах России в 2023 году

По итогам проверки в определенных случаях работодатели должны задекларировать, что их рабочие места соответствуют установленным правилам и нормам и не являются вредными и опасными для сотрудников. То есть если на этапе идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (смотрите выше этапы проведения спецоценки условий труда) не выявлено их наличие, то потребуется оформить декларацию соответствия условий труда (ч. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Форма декларации оценки труда и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. N 80н, который начал действовать с 8 июня 2014 г.

Как правильно организовать проведение специальной оценки условий труда

  1. Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
  2. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 (426 -ФЗ) и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
  3. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
  4. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
  5. В случае проведения специальной оценки условий труда в отношении условий труда работников, допущенных к сведениям, отнесенным к государственной или иной охраняемой законом тайне, ее проведение осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне.
  6. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда, но не позднее чем через пять рабочих дней со дня заключения с работодателем гражданско-правового договора о проведении специальной оценки условий труда обязана передать в информационную систему учета сведения, указанные в подпунктах «а», «в» и «в.1» пункта 1 части 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, и получить для предстоящей специальной оценки условий труда идентификационный номер, который присваивается информационной системой учета в автоматическом режиме в порядке, установленном в соответствии с частью 7 статьи 18 настоящего Федерального закона. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана сообщить указанный идентификационный номер работодателю до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда.

Этапы проведения специальной оценки условий труда

Подробные этапы и процедура проведения специальной оценки условий труда перечислены в таблице ниже. Схематично их можно описать следующим образом:

Этап 1 – работодатель заключает договор гражданско-правовой ответственности с экспертной организацией и издаёт приказ о формировании комиссии в целях проведения СОУТ. Формируется такая комиссия приказом работодателя. Этот же приказ определяет количественный состав комиссии и полномочия её членов.

Этап 2 – экспертной организацией подготавливается список рабочих мест, подлежащих спецоценке. В данном списке указаны аналогичные рабочие места, не требующие такой оценки, после чего комиссия утверждает список.

Этап 3 – эксперт организации, проводящей СОУТ, идентифицирует потенциально опасные производственные факторы на рабочих местах, после чего это утверждает комиссия.

Читайте также:  Получить гражданство РФ в 2023 году

Этап 4 – выявление/невыявление вредоносных факторов в производственной среде. Соответственно, формирование предписаний по устранению или составление декларации о соответствии.

Этап 5 – запрос информации о льготах и компенсациях, проведении инструктажей и образовательных программ по охране труда и об обеспечении работников эффективными средствами индивидуальной защиты. Информация используется в документации, которая составлена по результатам СОУТ.

Этап 6 – измерение и оценка уровня вреда химического воздействия.

Этап 7 – составление отчёта, в котором содержатся выводы о проведённом контроле качества условий труда.

Этап 8 – подписание и утверждение финального отчёта. По окончании процедур результаты передаются в Федеральную государственную информационную систему учёта результатов проведения спецоценки.

Распространенные ошибки, допускаемые при проведении спецоценки

Эксперты, осуществляющие спецоценку, несут ответственность за результаты мероприятия. Специалисты обязаны следить за изменением в законодательстве с исключением противоречащих норм. В процессе изучения условий возможны ошибки:

  • Идентификация недостаточного количества факторов влияния либо исследование излишнего количества показателей. В первом случае оценка является недостоверной, во втором варианте излишне увеличиваются сроки и стоимость мероприятия.
  • Использование при исследовании приборов, не прошедших поверку.
  • Определение факторов с учетом должностных инструкций без рассмотрения фактически исполняемых обязанностей. Работодатель может не внести в инструкцию ряд обязанностей, касающихся особых условий труда.

Действия в случае разногласий по итогам оценки

Разногласия по проведению СОУТ, включая несогласия сотрудника с ее результатами и жалобы работодателя на действия организации, которая проводила оценку, рассматривает трудовая инспекция. Для этого работодателю нужно подать заявление о несогласии с проведенной оценкой в произвольной форме, а также приложить заверенные копии материалов отчета о результатах СОУТ, по которым есть разногласия.

Трудовая инспекция рассматривает заявление в течение 30 дней, по истечении которых информирует работодателя о своем решении.

Работодатель, сотрудник или профсоюз также имеет право обжаловать результаты СОУТ в суде, минуя трудовую инспекцию, или обратиться в органы исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда для проведения экспертизы качества спецоценки.

Как менялось законодательство о СОУТ до 2020 года

Сначала мероприятия по спецоценке именовались «Аттестация рабочих мест», затем их переименовали в СОУТ (специальную оценку условий труда). С 2014 года основные нюансы проведения этой процедуры регламентируются Законом от 28.12 2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

С тех пор этот закон изменялся 5 раз: законами от 23.06.2014 № 160-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 01.05.2016 № 136-ФЗ, от 19.07.2018 № 208-ФЗ и от 27.12.2018 № 553-ФЗ.

Несмотря на то, что процедура проведения СОУТ уже изучена и не первый год применяется на практике, законодательство о спецоценке продолжают корректировать. Цель поправок — повышение качества проведения спецоценки в целях обеспечения гарантий и прав работников.

Сейчас на подходе очередной пакет поправок в Закон № 426-ФЗ ─ проект № 769142-7 уже находится в Госдуме. Начало применения новой редакции закона запланировано на январь 2021 года.

Как с 2021 года выглядит процедура проведения СОУТ

Проводить спецоценку по-прежнему нужно 1 раз в 5 лет. Этапы ее проведения представлены на схеме:

И, конечно, не будем забывать о подаче декларации — эту обязанность работодателя никто не отменял. Напомним, что подается такая декларация в отношении рабочих мест с оптимальными (класс 1) или допустимыми (класс 2) условиями труда (ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Ее форма и порядок подачи утверждены Приказом Минтруда от 07.02.2014 № 80н.

Представить декларацию необходимо в течение 30 рабочих дней с даты утверждения отчета о спецоценке (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ, пп. 3, 5 Приложения № 2 к Приказу Минтруда № 80н). Декларация может быть подана дистанционно на сайте Роструда (разъяснения Минтруда РФ от 16.01.2019).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *