НК РФ Статья 88. Камеральная налоговая проверка
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НК РФ Статья 88. Камеральная налоговая проверка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Старт в Федеральной налоговой службе нового пилотного проекта по сокращению сроков камеральной проверки налоговой декларации по НДС до одного месяца связан с решением, которое было принято ФНС по результатам совместной с бизнесом работы. Объяснение следующее.
ДЛЯ ПРОВЕРКИ НЕ БЫЛО ОСНОВАНИЙ
Для начала решите, имели ли в принципе налоговики право проверять вашу компанию по тем налогам и периодам, которые отражены в решении? При отрицательном ответе на поставленный вопрос решение инспекции можно успешно оспорить.
Для проведения камеральной проверки основанием для ее проведения является подача налоговой декларации (расчета) (п.1 ст.88) .
В этой связи если компания не представила в инспекцию декларацию (расчет), и налоговая провела камеральную проверку на основе иных имеющихся у них документов и (или) полученных у третьих лиц сведений, то решение о доначислении недоимки, пеней и штрафов по итогам такой проверки неправомерно . В этом случае налоговики вправе проводить иные мероприятия налогового контроля, но только не камеральную проверку .
Основанием для выездной налоговой проверки (далее – ВНП) является вынесение решения о ее проведении руководителем (заместителем руководителя) налоговой с учетом следующих ограничений (п.5 ст.89 НК РФ) :
- не допускаются две и более ВНП за один и тот же период по конкретному налогу;
- не допускается проводить ВНП более одного раза за календарный год в отношении конкретного налогоплательщика.
ВЫХОД ЗА ПРЕДЕЛЫ ПРОВЕРКИ
Далее следует соотнести вынесенное решение с представленной на камеральную проверку отчетностью или с решением о назначении ВНП. Нередко налоговики доначисляют недоимку, пени и штрафы по тем налогам и за те периоды, которые не подлежали проверке в рамках проведенной камеральной или выездной налоговой проверки.
Из положений ст.ст. 88 и 89 НК РФ следует:
- камеральной проверке подлежит тот налог и период, за которые представлена налоговая отчетность (п. 1 ст. 88 НК РФ);
- выездной проверке подлежат налоги, указанные в решении о проведении ВНП, за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки («глубина» проверки), и указанный в решении о проведении налоговой проверки (п.п. 2, 4 ст. 89 НК РФ) .
ИСТРЕБОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ
1) истребование налоговиками документов у налогоплательщика после истечения сроков проведения налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля (п.2 ст. 88, п. 6 ст. 89 и п. 6 ст. 101 НК РФ, абз. 1, 2 п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57);
2) истребование налоговиками документов в рамках камеральной налоговой проверки без предусмотренных ст.88 НК РФ оснований, в частности:
- в отсутствие выявленных ошибок, противоречий или несоответствий в налоговой декларации (расчете), сведениях и документах ;
- в отсутствие применения налогоплательщиком льгот, что актуально при истребовании налоговиками документов, подтверждающих операции, которые:не являются объектом обложения НДС в силу п. 2 ст. 146 НК РФ, местом реализации которых не является РФ, или освобождаются от обложения НДС на основании ст.149 НК РФ, когда такое освобождение не имеет своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций ;
- для подтверждения применения ставки НДС 10 процентов ;
- для подтверждения вычетов по НДС в отсутствие суммы налога к возмещению, противоречивости сведений в налоговой декларации и несоответствия со сведениями по тем же операциям у контрагента .
Как оспорить результат камеральной проверки
Если налогоплательщик не согласен с результатами камеральной проверки, он вправе их оспорить. Для этого необходимо составить возражение в письменной форме и направить его по адресу ИФНС, составившей акт.
В таблице собраны все случаи, которые можно оспорить, а также кто и в какой срок может подать возражение.
Документ, послуживший основанием для подачи возражений | Кто подаёт возражения | Срок подачи возражений |
---|---|---|
акт налоговой проверки | лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель) | в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки |
дополнение к акту налоговой проверки | лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель) | в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки |
акт налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков | ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков | в течение 30 дней со дня получения акта налоговой проверки |
дополнение к акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков | ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков | в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки |
акт налоговой проверки иностранной организации, состоящей на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | иностранная организация, состоящая на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки |
дополнение к акту налоговой проверки иностранной организации, состоящей на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | иностранная организация, состоящая на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки |
акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях | лицо, совершившее налоговое правонарушение | в течение одного месяца со дня получения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях |
Требования к оформлению счетов-фактур для принятия НДС к возмещению
Наиболее пристальное внимание при проверке уделяется счетам-фактурам. В счетах-фактурах должны содержаться (быть правильно заполнены) все обязательные реквизиты. Но есть разъяснения контролирующих органов и судебная практика, позволяющие утверждать, что определяющим являются следующее.
К ошибкам в заполнении счетов-фактур, не являющимися основанием для отказа в принятии к вычету, можно отнести ошибки и неточности, не препятствующие идентифицировать:
- продавца и покупателя товаров, работ, услуг, имущественных прав
- наименование товаров, работ, услуг, имущественных прав
- стоимость, отраженную в счете-фактуре
- налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю товаров, работ, услуг, имущественных прав. Основание — Письмо Минфина РФ от 07.05.2015 № 03-01-11/26312
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос №1. При камеральной проверки НДС к возмещению ИФНС требует представить оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухгалтерского учета и выписку из учетной политики. Правомерны ли действия ИФНС?
На наш взгляд, действия ИФНС неправомерны. Есть судебная практика в пользу налогоплательщиков. Например, в Постановлении ФАС ЗСО от 09.10.2013 № А45-2243 судебным органом отмечено, что регистры бухгалтерского учета (оборотно-сальдовые ведомости, анализы счетов и др.) не относятся к первичным документам, подтверждающим право на вычет НДС.
Вопрос №2. У нас есть ошибки в соблюдении хронологии нумерации счетов-фактур. Могут ли такие ошибки отрицательно сказаться на получении вычета по НДС?
Такая ошибка не является критической. НДС может быть принят к вычету.
Вопрос №3. У нас возникла необходимость представить уточненную декларацию по НДС за 1 квартал прошлого года. По уточненной декларации получился НДС к возмещению. Сумма небольшая, каков порядок проведения камеральной проверки в этом случае?
Камеральная проверка такой декларации будет проводиться по тем же правилам, которые действовали бы для первоначальной декларации, в которой отражено возмещение НДС.
Если налогоплательщик не согласен с результатами проверки
В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик вправе в течение 15 дней со дня получения акта представить в налоговую инспекцию возражения в целом по акту или по его отдельным положениям. При этом он может приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Порядок обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения установлен ст. 101.2 НК РФ. Вышестоящий налоговый орган обязан рассмотреть жалобу налогоплательщика и принять решения по ней в соответствии со ст. ст. 139 — 141 НК РФ.
Как проходит проверка НДС
Первый этап камералки — внесение данных из декларации в систему АСК НДС. С ее помощью проверяют соблюдение контрольных соотношений в отчете. Скажем, чтобы данные текущего отчета соответствовали данным отчетов за предыдущий период, в том числе и по другим налогам. Также сравнивают показатели из ваших счетов-фактур с данными контрагентов. Так налоговики решают, есть ли основания для углубленной проверки. Если оснований нет, проверку можно считать законченной.
Углубленную проверку проводят, если:
- находят противоречия и несоответствия в вашей внутренней отчетности;
- находят противоречия и несоответствия с данными ФНС, например, когда у вас с контрагентом не сошлись суммы по сделкам или когда контрагент не отразил сделку в отчете совсем;
- заявлен налог к возмещению;
- в отчетности заявлены налоговые льготы.
Когда система находит несоответствия или ошибки, свидетельствующие о занижении налога к уплате или завышении НДС к возмещению, она автоматически формирует и направляет требование о представлении пояснений или сдаче уточненной декларации. К требованию приложат перечень операций с расхождениями и укажут код ошибки.
Уточненная декларация по НДС при камеральной проверке
Как было отмечено выше, при подаче уточненной декларации срок проверки изменится. Инспектор должен будет открыть новый комплекс мероприятий в автоматизированной программе и продолжить проверку, выяснив причину предоставления уточненки. Если изменения незначительны и касаются, к примеру, данных, отраженных в разделе 8 или 9, то в таком случае сдача уточненной декларации необязательна. И, напротив, если выявлены ошибки, которые повлияют на сумму уплачиваемого налога, то обязательно необходимо внести соответствующие корректировки и предоставить их в налоговый орган. Причем если сумма к доплате изменилась в большую сторону, то перед сдачей уточненной декларации необходимо уплатить налог и пени. Кроме этого, целесообразно подготовить письмо с указанием причин сдачи уточненки. Способ подачи новой декларации остается прежним – через ТКС. Обратите внимание: если ошибки выявлены налоговым органом в процессе проверки, то в дальнейшем подавать уточненную декларацию не надо, достаточно лишь уплатить сумму налога и прочие платежи, указанные в документах, составленных по итогам проверки.
Камеральная проверка НДС: территорию к осмотру!
С 2015 года у налоговиков появилось право проводить осмотр на территории хозяйствующего субъекта. Это стало ярким нововведением в порядке проведения камерального аудита по НДС. То есть, контрольные мероприятия контроллеры теперь могут проводить не только на территории ИФНС, но и на территории проверяемого хозяйствующего субъекта.
В НК РФ указаны основания, по которым налоговики могут осмотреть помещения налогоплательщика:
- В налоговой декларации есть несоответствия, и представители ИФНС полагают, что за этим кроется стремление налогоплательщика незаконно снизить налогооблагаемую базу.
- В данном документе налогоплательщик заявил о возмещении НДС.
Перед тем как провести осмотр, представитель ИФНС разрабатывает постановление. В нем содержится:
- Аргументация, мотивация для проведения осмотра.
- Роспись руководителя ИФНС или его зама.
Чтобы начать осмотр на планируемой территории, налоговики должны ознакомить налогоплательщика с постановлением и своими служебными удостоверениями.
В рамках камеральной проверки по НДС сотрудник ИФНС вправе выполнять и ряд других мероприятий по контролю: допрашивать свидетелей, проводить экспертизу, привлекать переводчиков, сотрудничать с различными специалистами, чтобы установить все детали дела.
Как изменились камеральные проверки по НДС?
Благодаря поправкам в НК РФ в 2015 году налоговики в рамках камерального налогового аудита теперь могут проводить больше контрольных мероприятий — закон наделил их дополнительными полномочиями. Появилось больше оснований для запроса документации и, как уже было сказано в статье, сейчас сотрудники ИФНС могут производить осмотр на проверяемых предприятиях. Ранее налоговики могли делать это в ходе ВНП. Сейчас разрешено осматривать помещения, если необходимо установить какие-либо детали, позволяющие составить полную объективную картину ситуации.
Налоговики могут осуществлять осмотр:
- На складах.
- На торговых территориях.
- В производственных помещениях.
И в других, которые предприятие эксплуатирует для получения прибыли. Помимо помещений, налоговики могут изучать документацию и различные объекты налогообложения, которыми владеет организация.
В мероприятиях по осмотру непременно должны участвовать понятые или их доверенные лица. Также требуется присутствие специалистов, у которых есть особые знания, навыки. Личного интереса в конечном исходе дела у них при этом быть не должно.
По результатам осмотра составляют протокол, в котором должны расписаться все участники и присутствующие.
Возмещение НДС — как вернуть НДС ООО и ИП на ОСНО в 2020 году
Разберемся, что такое возмещение НДС и как осуществить возврат налога на добавленную стоимость юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, применяющим общую систему налогообложения. По итогам каждого отчетного периода (квартала) ИП и организации на ОСНО обязаны сдавать декларации по НДС. В декларации налогоплательщик указывает:
- сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет, если сумма налога от реализации оказалась выше «входного» НДС.
ООО «Сталь» реализовало товаров на сумму 1 650 000 руб. (в том числе НДС 251 695 руб.), и закупила материалов на 550 000 руб. (в том числе НДС 83 898 руб.). НДС к уплате в бюджет составит 167 797 руб. (251 695 – 83 898).
- сумму НДС, подлежащую возмещению из бюджета, если сумма «входного» НДС оказалась выше НДС от реализации.
ООО «Сталь» реализовало товаров на сумму 820 000 руб. (в том числе НДС 125 085 руб.), а товаров закупила на сумму 1 450 000 руб. (в том числе НДС 221 186 руб.) Сумма налога, подлежащая возврату из бюджета, составит 96 101 руб.
Примечание: важно не путать понятия «налоговый вычет по НДС» и «НДС к возмещению», это два абсолютно разных понятия. Налоговым вычетом называют налог, уплаченный при приобретении товаров, а НДС к возмещению – разницу между НДС от реализации и «входным НДС», подлежащую возврату из бюджета.
Учитывая изложенное, право на возмещение (возврат) из бюджета налога на добавленную стоимость возникает в случае, когда «входной» НДС превышает НДС от реализации. Такая ситуация может возникнуть также если налогоплательщик использует разные ставки налога при реализации и приобретении товаров (работ и услуг). Например, реализует товар по ставке 0% или 10%, а приобретает по основной – 18%.
Для определения эффективности прохождения периода для организации из дохода вычисляют расходы. Для учета доходов и налогов проводятся различные проверки.
Налоговую проверку осуществляют должностные лица ФНС с целью проконтролировать соблюдение налогового законодательства.
Проверяют не только плательщиков налогов, но и налоговых агентов, лиц, которые уплачивают различные типы сборов.
Отличительной особенностью такой проверки является то, что она проводится в налоговом органе, выезд не требуется.
Принципы камеральной проверки:
Предмет проверки | Документы, которые предоставляет плательщик налогов |
Место проведения | Налоговая инспекция |
Кто проводит | Должностные лица, наделенные специальными полномочиями |
Промежуток времени | Указанный в декларации |
Срок камеральной проверки по ндс в 2020 году
- «1» – в декларации контрагента нет данных об операции, указанной в декларации, то есть обнаружен налоговый разрыв.
- «2» – расходятся данные в книге покупок и в книге продаж.
- «3» – расходятся данные о полученных и выставленных счетах-фактурах (например, отражение посреднических операций).
- «4» – в какой-либо графе допущена ошибка (номер графы укажут в скобках).
- в декларации отсутствуют противоречия, и содержащиеся в ней сведения соответствуют сведениям об операциях, представленным другими налогоплательщиками (либо не устраненные расхождения не свидетельствуют о занижении суммы налога к уплате в бюджет);
- отсутствуют признаки нарушений налогового законодательства, приводящие к занижению налога к уплате (либо завышению заявленного к возмещению налога), и информация, свидетельствующая о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
Срок камеральной проверки по ндс в 2020 году
Что может быть указано в дополнении к акту камеральной налоговой проверки? Что меняется с В соответствии с новой редакцией п. Таким образом, в рамках камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе будет истребовать от налогоплательщиков, представивших документы в электронной форме, какие-либо дополнительные документы п. В связи с этим, письмом от Минфин РФ в письме от В этом случае налогоплательщик может получить по ТКС требование о представлении пояснений с перечнем операций, по которым выявлены расхождения, в соответствии с которым он обязан: В 6-дневный срок передать в ФНС квитанцию о приеме требования в электронной форме по ТКС; Проверить правильность заполнения налоговой декларации и реквизиты, по которым обнаружены расхождения; В 5-дневный срок п.
Рекомендуем прочесть: Государственная Поддержка Малого Бизнеса В России 2020
ФНС РФ При этом приводится случай из судебной практики, когда заключение эксперта, полученное уже после завершения дополнительных мероприятий, было использовано инспекцией как одно из доказательств выявленных нарушений.
Получение электронных документов от налоговой нужно подтвердить
В п. 5.1 ст. 23 Налогового кодекса РФ сказано, что каждый налогоплательщик, пересылающий в налоговую службу электронную декларацию, обязан обеспечить получение от инспекции в электронной форме по ТКС документов, высылаемых налоговой в ходе контроля. Что же может затребовать ваша налоговая инспекция? Здесь подразумевается:
- уведомление о вызове налогоплательщика (ст. 31 НК РФ);
- требование о представлении пояснений (ст. 88 НК РФ)/документов в отношении поданной отчетности (ст. 93 и 93.1 НК РФ).
Список могут дополнять и другие документы, необходимые для проведения камеральной проверки.
Когда уведомление или требование получено, налогоплательщик обязательно отправляет в налоговую службу квитанцию, подтверждающую прием. На это законодательством отводится не более 6 суток от даты, когда налоговики запросили документацию или пояснения по отчетности.
См. «Формализованный ответ на требование налоговой по НДС – нюансы».
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Неисполнение обязанности по передаче означенной квитанции будет иметь серьезные последствия (ст. 76 НК РФ). Так, налоговая служба наделена правом заморозить все операции по счетам фирмы-нарушителя — от банковских операций до переводов денег по электронным каналам.
Отмена такого решения возможна на основании ст. 76 НК РФ. Разблокировка замороженных счетов производится при условии, что налогоплательщик:
- передал квитанцию, подтверждающую прием документов, которые были направлены налоговой инспекцией;
- представил документы/пояснения, затребованные изначально налоговым органом.
Тогда отмена постановления о блокировке счета должна произойти не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из указанных дат.