Субординация что это такое? Важна ли субординация на работе?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Субординация что это такое? Важна ли субординация на работе?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Субординация (от лат. слова subordinatio — подчинение) — это система служебных отношений, четко связанных с иерархией, подчинением одних руководителей вместе с их подразделениями руководителям более высоких уровней. Субординация в трудовом коллективе предусматривает уважительные отношения между директором и подчиненным, особый порядок отдавания приказов, распоряжений, а также отчет по результатам их работы перед вышестоящим руководством. Также, правила субординации позволяют обжаловать действий своего начальника вышестоящему начальнику. Коротко, субординация — это когда руководитель нижнего уровня (вместе со своим подразделением) находится в подчинении руководителей верхних уровней.
Субординация: понятие, виды
Термин «субординация» означает систему отношений, построенную по иерархическому принципу и направленную на установление дистанции между людьми, причем необязательно на службе. Подобная модель поведения характерна для семей, где отец и мать обладают непререкаемым авторитетом, а дети и внуки обязаны прислушиваться к мнению старших. В общинах, группах по интересам также применимо данное понятие. В контексте рабочего взаимодействия субординация бывает горизонтальной (участники – коллеги) и вертикальной (руководство – персонал).
Правила субординации на работе устанавливаются в зависимости от двух факторов: стиля управления и принятой корпоративной культуры.
Субординация не всегда подразумевает беспрекословное подчинение, хотя в переводе с латинского значение у слова «subordinatio» как раз такое. Например, в организациях «бирюзового» уровня нет строгой иерархии. Сотрудники свободны в выражении мнений, продвижении идей, нередко могут обращаться к фаундерам на «ты». В отличие от «красных» компаний, где вертикаль власти, цензура довольно жесткие. Однако некая грань в отношениях между членами команды и начальством в «бирюзовой» фирме все же существует, без этого нормальное функционирование бизнес-процессов просто невозможно.
Субординация это простыми словами на работе:
- дистанция;
- модель поведения;
- проявление делового этикета.
Соблюдать субординацию – значит проявлять уважение к коллегам, подчиненным, руководителю. Такой подход позволяет сохранить деловые отношения в коллективе, избежать недопонимания, ненужных разговоров. Чтобы данная модель поведения работала на 100%, грамотный менеджер должен выстроить взаимодействие в команде по правилам иерархии. Тогда сотрудники будут понимать зону ответственности, функциональные обязанности и знать, к кому обратиться за помощью.
Как строятся отношения
Поддерживать порядок наподобие армейского легче, чем завоевать авторитет у подчиненных. Но есть несколько правил, которые делают руководителя успешным:
- Если начальник по достоинству оценивает труд работников, не скупится на похвалу и адекватное денежное вознаграждение.
- Способность в критический момент всю ответственность за ведение бизнеса взять на себя.
- Стремление справедливо распределить работу между подчиненными.
- Поручения даются, не повышая голоса, но и не вступая в панибратские отношения.
- Ключевой принцип – деньги только за выполненную работу.
- Приказывать разрешается только в исключительных случаях или если сотрудник не выполняет взятых на себя обязательств.
Методы регулирования взаимоотношений
При отсутствии субординации в коллективе организации рабочий процесс лишается порядка и контроля, появляется неразбериха во всех звеньях сотрудников. Правила взаимоотношений поддерживают должный порядок, и налаживает все участки производственного процесса, приводя компанию к поставленной цели.
Каждый подчиненный и руководитель любого ранга должен четко осознавать:
- кто кем управляет,
- кто у кого находится в подчинении,
- к кому именно нужно обращаться по определенному вопросу,
- кто чем должен заниматься.
Это интересно! Что такое управление персоналом и кем можно работать после учебы
Субординацию устанавливают инструкции и уставы, издаваемые руководителями организации. Отношения между сотрудниками разного звена определяются такими документами:
- коллективный договор,
- должностные инструкции,
- трудовая договоренность между работодателем и подчиненным,
- внутренний трудовой распорядок.
В военных структурах субординация определяется отличительными знаками – погонами и формой. Для организаций небольшого размера достаточно лишь авторитета начальника.
С правилами корпоративного поведения новые сотрудники ознакамливаются во время трудоустройства при обсуждении должностных обязанностей.
Как регламентируется субординация
Главными документами, с точки зрения юрисдикции, являются устав организации и должностные инструкции. При поступлении на работу заключается контракт, закрепляющий в письменной форме обязанности и права, хотя этические нормы поведения имеют решающее значение. Отказ от них рассматривается как нарушение трудовой дисциплины.
Подчиненные должны вести себя с начальством корректно и тактично, чтобы поддерживать позитивный настрой в коллективе. От поведения работников напрямую зависит их дальнейший карьерный рост. Поэтому не допускается категоричный тон, попытки «обойти» руководителя и обратиться к вышестоящему начальству. Это может рассматриваться как административное нарушение.
Ни одна организация не может существовать без четко выстроенной горизонтали и вертикали подчинения. Нарушение влечет за собой дисциплинарную ответственность: как индивидуальную, так и общую. В этом случае наказание в виде взыскания применяется ко всему трудовому коллективу.
Статья 192 ТК РФ рассматривает виды дисциплинарных взысканий. Несоблюдение субординации на работе влечет за собой последствия в виде следующих наказаний:
- Замечание.
- Выговор.
- Увольнение на основании аморального проступка.
Однократное нарушение субординации вызывает замечание, после которого руководитель более тщательно проверяет качество исполнения работником своих обязанностей. Выговоры выносятся как устно, так и с занесением в личное дело. Дисциплинарные проступки, как единичные, так и постоянные, становятся причиной выговоров.
Крайняя мера, увольнение, допускается при совершении грубейшего однократного нарушения субординации, потенциально попадающего под статью по административному или уголовному нарушению (например, нанесение побоев руководителю), или из-за регулярных нарушений, которые негативно сказываются на обстановке в коллективе.
Дружественная атмосфера в коллективе способствует продвижению в бизнесе, поэтому соблюдение субординации есть не что иное, как разумная мера для достижения общей цели.
Установление субординации в отношениях – процесс, который обычно происходит естественно, но может и намеренно регулироваться:
- Естественный путь: во многих случаях, порядок в отношениях формируется естественно, основываясь на качествах и способностях участников группы. Те, кто проявляют лидерские качества или обладают ключевыми навыками, часто получают больше влияния и авторитета. Например, в спортивной команде капитаном станет тот, кто лучше в данном виде спорта
- Формализованный путь: в корпоративной среде порядок в отношениях обычно устанавливается через инструкции. Они четко определяют обязанности и полномочия каждой должности. Например, в организации может быть четко определено, что директор отвечает за стратегическое руководство, менеджеры за управление отдельными проектами, а исполнительные сотрудники за выполнение конкретных задач
- Обучение и обратная связь: эффективная установка порядка в отношениях требует постоянного обучения и обратной связи. Члены команды должны регулярно получать информацию о своих ролях и ожиданиях от них, чтобы иметь возможность корректировать свои действия в соответствии с этими ожиданиями
- Согласование и принятие решений: участники группы могут договариваться об установке определенного порядка, принимая совместные решения. Это может включать обсуждение и принятие внутренних правил, руководящих принципов и стандартов поведения
Отношения между членами семьи обычно определяются их древностью. В традиционных обществах муж и отец считался главой семьи, а дети и жена следовали за ним безоговорочно. Такая форма семейных отношений сегодня считается устаревшей, но все еще распространена.
Представления о семье основаны на двух основных принципах
- Признание власти пожилых людей. Дети должны уважать своих родителей, а родители — своих детей. Бабушки и дедушки не являются главой семьи, но дети и внуки должны уважать их и учитывать их мнение.
- Разделение обязанностей. Традиционно мужчина считается главой семьи, который работает на семью и обеспечивает ее деньгами. Женщина обычно занимается домашним хозяйством и воспитывает детей.
Хотя современные общества пытаются уравнять полы, такое разделение обязанностей все еще существует в большинстве семей по всему миру. Однако современное семейное подчинение уже не требует, чтобы женщина уступала мужчине, и супруги обычно имеют равный голос при принятии важных семейных решений. Более того, все чаще заработная плата супруга выше, чем у супруги.
В большинстве случаев подчинение сводится к простому принципу: «Если супругу платят не больше, чем супруге, значит, он не имеет права на зарплату». В школах этот принцип соблюдается в полной мере, но ученики должны уважать учителей не только потому, что они выше, но и потому, что они наставники. Таким образом, они должны не только проявлять послушание, но и всегда уважать учителя и старшего по возрасту человека.
Учителя также должны уметь находить общий язык с учениками, держать дистанцию и относиться ко всем одинаково. Важно, чтобы ученики не были растрачены или нелюбимы. Конечно, ценность должна вознаграждаться, а плохое поведение пресекаться, но это не должно оказывать долгосрочного влияния на отношение учителей к ученикам.
Послушание очень важно в школах, поскольку оно влияет на качество преподавания, обучения и будущее каждого ученика.
Иерархия также очень важна в школах. И нет даже того, как учителя должны общаться с директорами и завучами школьных подразделений. Важно отметить, что дети часто видят, как учителя общаются друг с другом.
Поэтому важно всегда вести себя уважительно по отношению друг к другу, избегать лести и обращаться друг к другу уменьшительными именами. Кроме того, романтические или семейные отношения между учителями не должны допускаться в стенах школы.
Нормы поведения существуют не только для подчиненных
Нарушение субординации — явление нередкое. Чаще всего это выражается в нарушении трудовой дисциплины. Мерами наказания являются замечание, выговор и увольнение с обязательным оформлением докладных или объяснительных записок.
Тем не менее у каждого из сотрудников может быть свое представление о границах дозволенного. Во избежание конфликтов во внутренних правилах трудового распорядка или в должностной инструкции нелишне подробно изложить, что конкретно считается субординацией и ее нарушением. Как для рядовых сотрудников существуют фиксированные правила соблюдения субординации и меры ответственности за ее нарушение, так и для руководства имеют место быть правила и приемы, позволяющие повысить уровень делового общения и собственный авторитет, избежать ошибок. Как раз руководитель закладывает основу психологического климата в коллективе, определяя образцы поведения.
Вообще субординация – это следование принципу «младшие должны уважать старших, а подчинённые – начальство»
В связи с этим совсем неудивительно, что понятие субординации в школе является весьма актуальным, особенно принимая во внимание то обстоятельство, что в наше время под словом «субординация» подразумевается не просто прямое подчинение, но ещё и поведение, которое демонстрирует уважение старших по званию, статусу или должности. Соблюдение субординации является обязательной частью отношений в формате «старший – младший»
Недопустимо обзаведение преподавателя любимчиками, как, впрочем, и не должно быть учеников-изгоев
Вообще соблюдение в школе субординации чрезвычайно важно, поскольку от этого зависит возникновение уважения между учителями и учениками, поддержание дисциплины на уроках, что напрямую влияет на качество преподавания и усвояемость детьми знаний
Кроме того, субординация в школе должна соблюдаться и между преподавателями, так, к примеру, совершенно неприемлемо обращение одного учителя к другому с использованием уменьшительного имени – чего-то вроде «Верунчик или Валюшка». Учителя не должны в присутствии детей демонстрировать романтические отношения, даже если таковые имеют место и пр.. Субординация в школе – это, прежде всего, уважительное отношение учителей и учеников друг к другу.
Как заставить подчиненного соблюдать субординацию?
Уважение к людям, их труду и лепте, которую работники вносят в функционирование организации вызывает ответное уважение к руководителям и тогда соблюдение субординации на работе – это естественный процесс. Любая деятельность организации регламентирована, отношения между начальником – подчиненным тоже основаны на правилах и конкретных традициях фирмы. Для того, чтобы работник соблюдал субординацию, существуют следующие рекомендации:
- При приеме на работу нового сотрудника знакомят с правилами корпоративной этики и культуры.
- Руководитель, для которого важен авторитет среди подчиненных стремится к гибким отношениям, без авторитарности и унижения.
- Следование субординации самими руководителями. Все распоряжения выдаются в порядке: вышестоящий начальник – непосредственный руководитель отдела – работник. Нарушение субординации часто происходит по вине самих руководителей, когда схема нарушается: вышестоящий руководитель отдает приказ работнику, минуя непосредственного руководителя, авторитет которого перед подчиненными после нескольких таких ситуаций падает.
- Вышестоящий руководитель отдает распоряжение сотруднику в обход непосредственного начальника. Это может привести к снижению его авторитета, работники перестанут воспринимать руководителя подразделения в качестве шефа. Такая ошибка нарушает управляемость системы. Не стоит директору брать на себя дополнительные обязанности по руководству персоналом.
- Контролирует выполнение заданий не руководитель, а другой человек. Со временем «контролирующее звено» может заняться самоуправством и требовать выполнения задач по своему усмотрению. Чтобы не возникло недоразумений, следует сразу определить полномочия сотрудника, контролирующего процесс.
- Наказание рабочих в обход непосредственного начальства. Во-первых, директор может не владеть ситуацией. Во-вторых, такое поведение подрывает значимость младшего руководителя.
- Для решения одной задачи назначаются два человека. Это тормозит рабочий процесс, поскольку каждый из исполнителей будет надеяться, что работу выполнит другой.
- Обращение к вышестоящему руководству в обход непосредственного начальника. Если возникает проблема, о ней должен быть уведомлен в первую очередь руководитель подразделения.
- Отсутствие приоритета при постановке задач. Исполнитель должен понимать, какая работа должна быть сделана безотлагательно, а какую следует выполнить в ближайшие несколько дней.
- Критика начальника за его спиной. Среди членов коллектива наверняка найдется тот, кто доложит о нелицеприятных высказываниях в его адрес. Особенно рискует работник, обвиняя начальника в некомпетентности во время публичного конфликта. Руководитель может не простить подрыва своего авторитета.
- Критика личностных, а не служебных качеств сотрудника. Отрицательная оценка труда, высказанная грубым тоном, всегда производит неизгладимое впечатление на работника. Здесь важно дать ему понять, что критика основывается на стремлении улучшить деятельность организации, а не на желании унизить или показать свою власть.
- Отсутствие этики делового общения. Нередко в маленьких структурах принято обращаться друг к другу на «ты», что стирает грани между звеньями коллектива. Младший по должности перестает воспринимать старшего в качестве руководителя и может не выполнить его указания.
Вообще субординация – это следование принципу «младшие должны уважать старших, а подчинённые – начальство». В связи с этим совсем неудивительно, что понятие субординации в школе является весьма актуальным, особенно принимая во внимание то обстоятельство, что в наше время под словом «субординация» подразумевается не просто прямое подчинение, но ещё и поведение, которое демонстрирует уважение старших по званию, статусу или должности. Соблюдение субординации является обязательной частью отношений в формате «старший – младший».
Учитель должен выстраивать со всеми учениками доверительные отношения, но при этом держать с ними соответствующую дистанцию
Недопустимо обзаведение преподавателя любимчиками, как, впрочем, и не должно быть учеников-изгоев. Вообще соблюдение в школе субординации чрезвычайно важно , поскольку от этого зависит возникновение уважения между учителями и учениками, поддержание дисциплины на уроках, что напрямую влияет на качество преподавания и усвояемость детьми знаний.
Кроме того, субординация в школе должна соблюдаться и между преподавателями, так, к примеру, совершенно неприемлемо обращение одного учителя к другому с использованием уменьшительного имени – чего-то вроде «Верунчик или Валюшка». Учителя не должны в присутствии детей демонстрировать романтические отношения, даже если таковые имеют место и пр.. Субординация в школе – это, прежде всего, уважительное отношение учителей и учеников друг к другу.
1. Приветствовать нужно всех – от вахтера или охранника до президента компании – независимо от ранга и служебного положения.
2. Не стоит самореализовываться за счёт коллег. Начальник этого может не оценить, а отношения с коллегами будут испорчены навсегда. Поэтому уводить клиентов и сваливать все беды на своего товарища по помещению – последнее дело.
3. Если вы выполняете общее задание, то постарайтесь разделить его между собой в равных частях, если, конечно, этого не сделал руководитель. Это поможет избежать появления «трутней», которые не будут приносить пользу в работе, но получат премию.
4. Не провоцируй своих коллег на личные вопросы посреди рабочего времени. Не все ведь приходят на рабочее место, чтобы лясы точить. Если видишь, что сослуживец погружен в рабочий процесс, не отвлекай его, даже если вы в приятельских отношениях. Все личные вопросы – только после заводского звонка об окончании работы. Если же видишь, что человек особо не занят и с радостью идёт на контакт, то почему бы и не поговорить?
5. Есть особый ранг людей – шутники. Шутники любят устраивать петросяниаду прямо посреди рабочего дня и атаковать коллег неудобными вопросами. Что с такими людьми делать? Правильно, нещадно бить и желательно по голове.
6. Нельзя однозначно ответить, как обращаться к сотрудникам: на «ты» или на «вы». Если это маленькая компания с тесными взаимоотношениями, когда общение не ограничивается рабочим временем и рамками, то можно и на «ты». А вот если есть разделение ответственности, разделение функционала, то субординацию лучше соблюдать. И помни, ты должен уважать человека, который выполняет более сложную работу. В компаниях, в которых очень много ступеней иерархии, необходимо умение выдерживать позицию на «вы». Хотя бы перед коллегами и начальством. Даже если вы близкие друзья, которые работают в разных отделах, или он твой начальник, то прилюдно – только на «вы». В остальное время – как душе угодно.
7. Самое главное не скандалить и сохранять атмосферу дружелюбия. И тогда все, начиная с небес и заканчивая начальством, отблагодарят тебя.
Принципы соблюдения субординации на работе
Субординация (с лат. «приведение в порядок») – это правила, которые определяют поведение и взаимоотношения между членами трудового коллектива в зависимости от занимаемой должности. Данных правил должны придерживаться не только подчиненные, но и руководители подразделений и иное начальство.
Соблюдение данных правил позволяет упростить взаимоотношения в коллективе и исключить невыполнение распоряжений работника. Кроме того, субординация позволяет сохранить авторитет руководителей, не ущемив при этом права подчиненных работников.
Субординация основана на следующих принципах:
- поручение сотруднику должен давать только непосредственный руководитель;
- одну задачу можно поручить только одному работнику, либо группе сотрудников;
- при выполнении поручения с ошибками или полном его невыполнении, наказывают как самого сотрудника, так и его непосредственного руководителя;
- в коллективе принимают единую форму общения с сотрудниками, независимо от того, каков статус и возраст;
- обратиться к вышестоящему руководству можно только через своего непосредственного руководителя, либо напрямую, но только после согласования с непосредственным руководителем;
- распоряжения нижестоящим работникам можно только через их непосредственных руководителей;
- одному работнику нельзя поручать контролировать работу другого сотрудника (контролирует работу тот, кто ее поручает);
- руководство должно сохранять нейтральное отношение ко всем подчиненным, не выделяя никого;
- при встрече первым должен поздороваться подчиненный, а руководитель если считает нужным, то подает руку;
- субординации необходимо придерживаться только в рабочей обстановке, вне работы придерживаться ее не нужно;
- критика личных качеств подчиненных недопустима, оцениваться должны только служебные качества работника.
Вертикальная субординация
Вертикальная подразумевает субординацию сверху вниз и регулирует отношения между руководством и сотрудниками. Подчиненные должны относиться к начальству с уважением, фамильярность и шутки не допустимы. Также и начальник не должен обращаться к работнику, как к рабам, унижать его. Также руководство не может делиться своими личными проблемами с подчиненными и, соответственно, расспрашивать о проблемах подчиненных.
Важно! Если работник заслужил замечания, то это сделать нужно наедине, а не при всех сотрудниках. Ругать можно только за дело, например, невыполненную работу, но при этом нельзя переходить на личности.
При должном исполнении поручения, работника нужно похвалить. И это сделать можно уже при всем коллективе. Руководитель всегда должен выглядеть уверенным, отдавать поручения четка и не показывать состояние паники или растерянности.
К недостаткам данной системы отношений можно отнести тоталитарное управление со стороны начальника. Руководители отдают поручения, а инициатива работников подавляется. Это может привести к тому, что в отсутствии руководителя в нестандартных ситуациях, работники не примут верного решения и не раскроют свой потенциал. Задачей руководителя является стимулирование работников на достижение высоких результатов, Поэтому от указанных правил иногда можно отступать, для того, чтобы дать возможность работникам высказать свое мнение. Кроме того, к решению важных вопросов работника даже можно привлекать и выявлять таким образом наиболее инициативных и способных сотрудников.