Ответственность за непроведение специальной оценки условий труда
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за непроведение специальной оценки условий труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Проведение СОУТ начинается с созыва комиссии с нечетным количеством членов. Ее инициирует приказ руководителя организации. В комиссию входит специалист по охране труда или специалист, привлекаемый работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), а также представитель профсоюза, если такой имеется. В том же приказе руководитель должен указать, кто возглавит комиссию – он сам или назначенное им лицо.
Важно: Аналогичные рабочие места
Комиссия утверждает перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, и указывает, какие из них являются аналогичными (ч. 5-7 ст. 9 Закона). Следует отметить, что СОУТ проводится только в отношении 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона). Согласно ст. 9 Закона таковыми считаются рабочие места, которые отвечают одновременно следующим условиям:
|
Владелец предприятия обязан обеспечить проведение СОУТ в соответствии с установленным законодательством порядке.
Если на рабочем месте сотрудника будут определены опасные условия труда, согласно ст. 214.1 работодатель должен приостановить выполнение рабочего процесса на этом месте в том случае, если условия на данном месте по результатам выполненной специальной оценки условий труда были признаны опасными. Работы приостанавливаются до момента устранения оснований, послуживших причиной установления для рабочего места опасного класса.
Работникам, осуществляющим рабочую деятельность на таких местах на время прекращения работ предоставляются гарантии, в соответствии с ч.3 ст.216.1 Кодекса.
Ликвидация причин, послуживших основанием для присуждения опасного класса условиям труда, осуществляется согласно предварительно разработанному плану мероприятий. Его разработкой занимается работодатель, принимая во внимание мнение выборного комитета первичной профсоюзной организации либо иного органа, представляющего интересы работника.
Копия разработанного работодателем плана мероприятий отправляется в территориальный орган власти, обладающий полномочиями на выполнение государственного контроля над исполнением трудового законодательства и прочих действующих нормативных актов, включающих в себя нормы трудового права, по месту фактического нахождения работодателя.
Возобновление рабочего процесса на тех рабочих местах, условия на которых были признаны опасными для сотрудника, допускается лишь после получения результатов проведенной внеплановой СОУТ, подтверждающей уменьшение класса опасности условий труда.
Введенный данной статьей запрет не действует в отношении работ, направленных на предотвращение или ликвидацию последствий ЧС, и на некоторые виды работ, внесенных в список, утвержденный Правительством РФ с учетом рекомендаций Российской трехсторонней комиссии урегулирования социальных и трудовых отношений.
Сотрудникам, осуществляющим производственную деятельность на производственных местах, условия на которых признаны по результатам выполненной специальной оценки условий труда опасными, безвозмездно выдается согласно утвержденным нормам молоко или иные, равноценные продукты. Выдача молока или других аналогичных продуктов может быть заменена по заявлению специалиста на компенсационные денежные выплаты, размер которых будет равен стоимости молока или иных аналогичных пищевых продуктов, если это прописано в трудовом, либо коллективном договоре.
Список вредных факторов на рабочем месте определяется федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по разработке и реализации официальной политики РФ и нормативно-правовому регулированию в трудовой сфере. Решение согласовывается с федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по разработке и реализации официальной политики РФ и нормативно-правового регулирования в сфере здравоохранения. Также в принятии решения принимает участие федеральный орган исполнительной власти, выполняющим функции, связанные с государственной политикой и нормативно-правовым регулированием в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия общества, учитывая рекомендации трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений.
Уголовная ответственность работодателя
Работодатель может быть привлечен к ней в случае причинения тяжкого вреда человеку и в случае смерти работников. Ранее, за причинение тяжкого вреда человеку, в соответствии с частью 1 статьи 143 УК РФ, для должностных лиц назначался административный штраф до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы за период до 18 месяцев, или обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные или принудительные работы сроком до 1 года; либо лишение свободы сроком до 1 года. В соответствии с изменениями размер штрафа повышается до 400 тыс. рублей, срок для обязательных работ устанавливается от 180 до 240 часов, срок исправительных работ увеличен до 2-х лет, сроки принудительных работ и лишения свободы остаются без изменений.
Для того же деяния, повлекшего смерть человека по неосторожности, что и ранее, предусматривается наказание в виде принудительных работ до 4-х лет с правом лишения занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.
Впервые в данную статью вводится часть 3, в которой предусмотрены виды наказания за правонарушения, повлекшие смерть 2-х и более лиц. В таком случае для должностного лица предусматриваются принудительные работы на срок до 5 лет или лишение свободы с тем же сроком с правом лишения занимать должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.
Как избежать наказания, если СОУТ не провели вовремя
По официальным данным, СОУТ завершилась в установленный срок в отношении порядка 72% всех рабочих мест. Собственникам оставшихся 28%, очевидно, грозит штраф за отсутствие спецоценки рабочих мест в 2020 г., внеплановые проверки ГИТ и иные «прелести».
Но Минтруд пообещал, что сразу наказывать не будут. В разъяснениях ведомства от 16.01.2019 сказано, что задача чиновников — узнать реальное состояние рабочих мест, а не просто наказать непослушных предпринимателей. И до того, как будут штрафовать за отсутствие СОУТ, компаниям разошлют официальные предостережения о недопустимости нарушения требований охраны труда. В этих предостережениях инспекторы ГИТ пропишут сроки устранения нарушений. Если на такое предупреждение работодатель не отреагирует, его накажут. Если в компании пока не успели, но уже начали проверку и анализ производственных факторов, ГИТ не станет наказывать ни должностных лиц, ни саму организацию за нарушение сроков.
Какой штраф или санкции могут быть?
Статьей 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КОАП РФ) в случае нарушения ГНТОТ в отношении работодателя предусмотрены следующие штрафы и санкции:
- Административный штраф на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей, на юридических лиц — от 60 до 80 тысяч рублей.
Статьей 14.54 КОАП РФ в случае нарушения экспертной организацией порядка проведения СОУТ предусмотрено наложение следующих штрафов и санкций:
- Административный штраф на должностных лиц в размере от 20 до 30 тысяч рублей; на юридических лиц — от 70 до 100 тысяч рублей
- Повторное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — в размере от 100 до 200 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как организовать спецоценку условий труда на рабочих местах: инструкция
Проведение спецоценки условий труда занимает около месяца
- Создаётся комиссия, в составе которой должны находится представитель работодателя, специалист по охране труда. Главным условием остаётся то, что в комиссии должно быть нечётное число членов. Состав и порядок деятельности комиссии проводится приказом руководителя организации.
- Далее установленная приказом Комиссия должна определить перечень рабочих мест для проведения СОУТ. На этом этапе необходимо определить, какие рабочие места по характеристикам сходятся. Такая процедура позволит снизить расходы на проведение процедуры.
- Составить договор с организацией, которая проводит СОУТ и согласуйте график проведения процедуры.
- Подготовьте для представителей организации, которая проводит СОУТ, техническую документацию, документы на оборудование и сырье, должностные инструкции.
Важно: Аналогичные рабочие места
Комиссия утверждает перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, и указывает, какие из них являются аналогичными (ч. 5-7 ст. 9 Закона). Следует отметить, что СОУТ проводится только в отношении 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона). Согласно ст. 9 Закона таковыми считаются рабочие места, которые отвечают одновременно следующим условиям:
- расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
- оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
- на которых трудятся работники:
- одной и той же профессии (должности, специальности), выполняющие одинаковые трудовые функции;
- в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;
- с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
- обеспеченные одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
Ответственность организаций и экспертов, проводящих СОУТ
С введением новых правил, к Главе 14 КоАП РФ были внесены дополнения, а именно новая статья 14.54 «Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда». Положения данной статьи отражают информацию об административных правонарушениях в отношении организаций по СОУТ и представляющих их экспертов.
Статья предусматривает следующие меры пресечения:
- первичное нарушение порядка проведения спецоценки предусматривает административный штраф в размере:
- для должностного лица – от 20 до 30 тыс. рублей;
- для юридического лица – от 70 до 100 тыс. рублей.
- при повторном правонарушении меры будут ужесточаться:
-
для должностного лица – штраф от 40 до 50 тыс. рублей или же дисквалификация на срок от 1-го до 3-х лет;
-
для юридического лица – от 100 до 200 тыс. рублей или приостановление деятельности организации на срок до 90 дней.
Штраф за отсутствие СОУТ
За нарушение работодателя установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение предусмотрен штраф по ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Для руководителей и ИП – это предупреждение или административный штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей.
Для организаций – штраф в размере от 60 000 до 80 000 рублей.
Минтруд в комментируемом письме разъясняет, что административная ответственность устанавливается за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда в организации независимо от количества рабочих мест, в отношении которых была проведена указанная процедура.
Это значит, что штраф предусмотрен по организации в целом, не по каждому рабочему месту.
Кто и как определяет?
Надо отметить, что время воздействия фактора при СОУТ не влияет только на три показателя – химический, биологический и ультрафиолетовое излучение. В остальных случаях оно учитывается напрямую. Например – в тяжести труда (рабочая поза, статические нагрузки), в напряженности рабочего процесса (работа с оптикой, нагрузка на голосовой аппарат, виброакустика, микроклимат, световая среда и др.).
Отсюда вопрос: кто и как должен определять время воздействия вредных факторов. И главное – кто несет за это ответственность?
По закону, только на нестационарных рабочих местах время выполнения каждой технологической операции (соответственно время воздействия вредных факторов) определяется экспертом оценивающей организации – на основании локальных нормативных актов, путем опроса работников и их непосредственных руководителей, а также путем проведения хронометража (Федеральный закон 426-ФЗ). Но разве эксперт сторонней организации может это сделать лучше, чем само предприятие? Конечно нет.
Для всех остальных рабочих мест эта работа проводится работодателем, и данные передаются в организацию, проводящую СОУТ. Значит, ответственность ложится на того, кто готовил эту важную информацию.
Результаты СОУТ затрагивают финансовые интересы, и чем результаты лучше (т. е. чем меньше зафиксированной «вредности»), тем меньше затраты на предоставление работникам соответствующих гарантий и компенсаций и тем меньше дополнительные взносы в различные фонды. Это и подталкивает недобросовестных руководителей к возможной фальсификации информации, предоставляемой оценивающим организациям.
Как определять время воздействия вредных факторов? Какой-либо единой утвержденной методики определения на сегодня не существует, поэтому каждая организация выбирает свой способ. Их много: опрос работников и их руководителей, хронометраж, фотография рабочего дня, составление карты или структур затрат рабочего времени. Неважно, каким способом будет учтено время, главное, чтобы это было объективно.
Все эти процедуры осуществляют службы работодателя. А результаты СОУТ затрагивают финансовые интересы, и чем результаты лучше (т. е. чем меньше зафиксированной «вредности»), тем меньше затраты на предоставление работникам соответствующих гарантий и компенсаций и тем меньше дополнительные взносы в различные фонды. Это и подталкивает недобросовестных руководителей к возможной фальсификации информации, предоставляемой оценивающим организациям.
По результатам надзорных мероприятий к административной ответственности по ст. 14.54 КоАП РФ привлечено три юридических и три должностных лица на сумму 270 тыс. руб.
В отношении пяти организаций в Федеральную службу по аккредитации направлены представления о приостановлении аттестата аккредитации.
Законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за непроведение и нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда. Ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ установлены административные наказания в виде предупреждения, а также в виде административного штрафа в размере:
— от 5 тыс руб. до 10 тыс. руб. — должностное лицо;
— от 5 тыс руб. до 10 тыс. руб. — индивидуальный предприниматель;
— от 60 тыс руб. до 80 тыс. руб. — юридическое лицо;
В марте 2019 г. Государственной инспекцией труда в Удмуртской Республике во исполнение поручения Федеральной службы по труду и занятости от 20.02.2019 г. №ТЗ/107-03-3 было направлено хозяйствующим субъектам 175 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по результатам рассмотрения которых было установлено, что в 11 организациях не завершена СОУТ в установленный срок, а в 24 хозяйствующих субъектах вообще не проводилась.
По результатам полученных сведений Государственной инспекцией труда проведено пять внеплановых надзорных мероприятий, в ходе которых установлены нарушения порядка проведения СОУТ в двух организациях (СОУТ не проведена либо проведена в 2019 г.), одно юридическое лицо документы не предоставило в установленный в распоряжении срок, по данному факту возбуждено административное дело по ст.19.4.1 КоАП РФ. Два работодателя провели СОУТ в установленный срок, то есть до 31.12.2018 г.
В отношении лиц, нарушивших порядок проведения СОУТ, возбуждены административные дела по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, решается вопрос о привлечении к административной ответственности.
Кому нужно проводить специальную оценку?
Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели (вне зависимости от системы налогообложения и штатной численности работников). Более того, специальной оценке подлежат все рабочие места независимо от того, существуют на рабочем месте источники опасности или нет. Офисные рабочие места также подлежат спецоценке. Никаких исключений для них в законодательстве нет. Прежде официальные органы тоже настаивали на проведении аттестации рабочих мест, если работник больше половины рабочего времени находится за компьютером (письмо Минтруда России от 08.04.2013 № 15-1-859). Специальную оценку можно не проводить лишь в отношении (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ):
- надомных работников;
- дистанционных работников;
- работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям (ч. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).
Как быть с проведенной аттестацией?
Результаты аттестации рабочих мест можно использовать в целях установления дифференцированных тарифов до 31 декабря 2021 года. Для этого необходимо одновременное соблюдение четырех условий (ч. 5 ст. 15 ФЗ от 28.12.2013 № 421-ФЗ):
- Аттестацией установлено, что условия труда на рабочих местах являются вредными или опасными.
- Срок действия аттестации еще не истек.
- Результаты аттестаций отражены в документах, которые оформлены не позднее 31.12.2013 (письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).
- Аттестационные документы оформлены по правилам, утв. Приказами Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н или от 31.08.2007 № 569.
Если результаты аттестации оформлены правильно, то в аттестационных документах должны быть отражены те же классы и подклассы условий труда, которые действуют сейчас. В этой части изменений в законодательстве РФ не произошло. Так, например, если проведенной аттестацией условия труда были признаны опасными, то на выплаты нужно начислять дополнительные взносы по тарифу 8 % (см. табл. 2). Однако имейте в виду, что если по результатам проведенной аттестации условия труда были признаны оптимальными или допустимыми, то дополнительные взносы следует начислять по фиксированным ставкам: 6 или 9 %. Применять нулевые тарифы в этом случае нельзя. Снизить взносы до нуля можно только по результатам спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ). Получается, что некоторым работодателям может быть выгодно скорейшее проведение специальной оценки условий труда в целях снижения тарифов страховых взносов.