«Растаможиваю даже 7-летние электрокары без НДС». Это как? Спросили у ГТК
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Растаможиваю даже 7-летние электрокары без НДС». Это как? Спросили у ГТК». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 140 «О возмещении таможенных пошлин, налогов.» от 10.04.2019 физическим лицам, которые постоянно проживают на территории РБ и являются родителями в многодетных семьях либо являются инвалидами I или II группы возмещается 50 процентов таможенных пошлин, налогов при ввозе авто на территорию РБ.
Размер НДС на электромобили в РБ
Налог на добавленную стоимость предусмотрен ст. 112 Налогового кодекса и регулируется уже национальным законодательством. Государство в этой части устанавливает свои ставки и льготы.
В отношении электротранспорта до недавнего времени действовал указ №92 «О стимулировании использования электромобилей» от 19 марта 2020 года, в котором говорилось о том, что по 31 декабря 2025 года ставка налога на добавленную стоимость (НДС) применяется в размере 0 процентов. Теперь же указом №447 от 22 ноября 2021 года указ №92 был скорректирован (или дополнен, кому как удобнее). Остались ли там льготы для «электричек»? Открываем, читаем:
«В целях дальнейшего стимулирования спроса на электромобили установить, что по 31 декабря 2025 года применяется в размере ноль (0) процентов ставка налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь в качестве товаров для личного пользования гражданами Республики Беларусь, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими на территории Республики Беларусь».
Так что нулевой НДС в Беларуси, в отличие от нулевой таможенной пошлины, продолжит «жить» до 2025 года. Однако нужно обратить внимание, что нулевой НДС согласно п. 1.4 указа №447, распространяется до 1 марта 2022 года. После этой даты нулевая ставка НДС будет действовать, только если с даты выпуска этих электромобилей прошло не более 5 (пяти) лет. Поэтому если хотите сэкономить на налоге, заказываем «электрички» посвежее. Иначе придется прибавлять 20% к стоимости «посылки на колесах».
Президент Беларуси одобрил указ, в котором стимулируется эксплуатация электромобилей. В Беларуси предусматриваются некоторые льготы при импорте электрических автомобилей: через некоторое время после ввоза вам возвращается НДС в пределах 500 б.в. Также, у вас есть право на использование бесплатной парковки. При условии привоза электромобиля физическим лицом — действует нулевая ставка НДС.
Ранее НДС рассчитывался от стоимости таможенной пошлины и автомобиля, поэтому выгода при покупке электрического автомобиля составит до 38%. Специалисты прогнозируют скорое увеличение количества ввезённых автомобилей с электродвигателем на территорию СНГ, следовательно, они начнут восприниматься автолюбителями одинаково с обычными авто, к которым так сильно привыкли.
Будущее электромобилей в Беларуси
Сегодня можно сделать однозначный вывод о том, что РБ готовится к будущему, в котором электромобилям отведено особое место. Страна начинает собственное производство «зеленых» автомобилей, собирает на своей территории китайские электрокары и активно развивает сеть электрозаправочных станций. Конечно, есть у нас свои климатические особенности, но новые модели «электричек» вполне способны работать в самых разных условиях, в том числе и в наши суровые зимние морозы.
Более того, в компании «БелДжи» заявляют, что подавляющее большинство комплектующих для их электромобилей производится в стране, а это значит, что автомобиль будет стоить дешевле, чем привезенные аналоги. Также модернизируются производственные линии. Так что смело можно утверждать, что электрокары в Беларуси имеют довольно неплохие перспективы.
Есть и белорусские электромобили. Да, они уступают заграничным аналогам, но это лишь первые прототипы. Беларусь стоит в самом начале своего пути в электрическое будущее. При этом отечественные электромобили довольно доступны по цене, особенно если учитывать, сколько стоит ввоз заграничных.
Как быстро растаможить электрокар
Если вам не удалось разобраться в особенностях таможенного оформления или вы заранее понимаете, что самостоятельно вам не справиться, советуем обращаться к таможенному представителю. В принципе, в любом случае не стоит полагаться на собственные силы, потому что растаможка электрокара сложная дорогостоящая процедура с множеством подводных камней.
Таможенный брокер «СБ Карго» имеет необходимые разрешения и лицензию на выполнение всех операций по таможенному оформлению электрокара. Вам достаточно предоставить пакет документов и заявление в бумажном виде. Мы оперативно оформим груз, прибывший самолетом, через Шереметьевский ЦЭД, растаможим электрокар на СВХ Мега в Домодедово и там же поставим на учет. В компетенцию наших представителей входит:
-
заполнение декларации;
-
подготовка документов;
-
подбор кода ТН ВЭД;
-
расчет и уплата таможенных взносов;
-
защита интересов заказчика в таможне;
-
оформление ПТС.
Сбор за таможенное оформление
Сумма сбора зависит только от стоимости автомобиля.
Новые ставки таможенных сборов действуют с 1 августа 2020 года.
Стоимость автомобиля, руб. | Стоимость оформления, руб. |
---|---|
до 200 000 | 775 |
до 450 000 | 1 550 |
до 1 200 000 | 3 100 |
до 2 700 000 | 8 530 |
до 4 200 000 | 12 000 |
до 5 500 000 | 15 500 |
до 7 000 000 | 20 000 |
до 8 000 000 | 23 000 |
до 9 000 000 | 25 000 |
до 10 000 000 | 27 000 |
свыше 10 000 000 | 30 000 |
Когда и почему появились пошлины
В течение 1990-х и 2000-х г. иномарки практически заполонили территорию бывшего Советского Союза, что привело к масштабным убыткам практически у всех отечественных автопроизводителей, включая сборочные производства импортных автомобилей.
В 2000-х российские власти дважды повышали ввозные пошлины на машины иностранного производства, фактически сделав их запретительными. В 2011 году по настоянию российской стороны на аналогичные меры пошли и белорусские власти, поскольку страны имеют единое экономическое пространство и общую таможенную зону, при этом граница между РФ и РБ отсутствует.
В результате ввозить в Беларусь машины старше трех лет стало бессмысленно с финансовой точки зрения. Особенно высокие растаможки были установлены на автомобили популярных сегментов – в возрасте старше 7 и 15 лет.
Спустя некоторое время пошлины были подкорректированы и сегодня, физическим лицам, имеет смысл ввозить машины в возрасте только от 3 до 5 лет. Юридическим лицам стоит обращать внимание на автотранспорт не старше трех лет.
Как рассчитывается стоимость
Пробег автомобиля на формирование таможенного сбора не влияет, а вот другие параметры принимаются во внимание. Помогает произвести все расчеты специальный калькулятор. В специальную форму необходимо ввести следующие данные:
Пройти процедуру растаможивания можно самостоятельно или с привлечением посредников. В этом случае потребуется дополнительно заплатить за их услуги и предоставить доверенность на осуществление ряда действий. Если оформлять ТС самому впервые, то могут возникнуть следующие сложности:
- Покупать автомобили лучше возрастом до 3-х лет, их импорт будет особенно выгоден. Со старыми ТС могут возникнуть сложности, так как они часто не соответствуют установленным стандартам.
- Отсутствие ПТС не является поводом для обращения к посредникам, так как его можно оформить самостоятельно на таможне.
- Покупать автомобили следует с проверенной историей, так будет легче собрать оперативно пакет документов для предоставления в официальные службы.
Трудности обычно возникают у людей, в первый раз столкнувшихся с процедурой оформления. Один раз познакомившись со всеми правилами, можно в будущем без труда проходить ее с любым государством Таможенного союза.
Кто должен платить утильсбор
Утилизационный сбор на транспортные средства был введен в целях обеспечения рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также максимального вовлечения отходов в гражданский оборот в качестве вторичного сырья указом Президента РБ № 64 от 4 февраля 2014 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств». Оплату должны производить физические и юридические лица. Увеличение ставок происходило в 2016, 2017, 2018, 2019 годах. Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 647 от 16.11.2020, подписанного главой правительства, внесло изменения в перечень видов и категорий транспортных средств, облагаемых утилизационным сбором и размеры ставок.
Импортеры, владельцы, покупатели при ввозе на территорию Республики Беларусь транспортных средств следующих категорий должны единоразово оплачивать утилизационный сбор:
- Легковые автомобили для личного пользования.
- Авто с электродвигателем.
- Машины повышенной проходимости.
- Автомобили с гибридной силовой установкой.
- Грузовые ТС, рефрижераторы, фургоны.
- Автобусы.
- Самосвалы.
Как растаможить автомобиль из Белоруссии?
Если перевозимый автомобиль был зарегистрирован позднее 2010 года, то пошлину на него необходимо будет заплатить в казну той страны, в которой он приобретается.
Кстати, эта сумма будет намного меньше российской пошлины. Однако недоплаченную часть пошлины всё равно придётся заплатить на таможне РФ в виде сбора.
Второе условие растаможки авто из Белоруссии — это соответствие стандарту Евро-5. Причём легальность процедуры прохождения экологической экспертизы должна быть обязательно подтверждена в базе данных. Иначе дело может затянуться.
Какие автомобили точно соответствуют стандарту Евро 5? К таковым, например, относятся ТС, сошедшие с конвейера ЕС и США после 2010 года, а также автомобили японского, китайского и корейского автопрома, выпущенные в 2013—2014 гг.
Если экологический сертификат на машину отсутствует, но тем не менее она соответствует экологическому классу Евро-5, то документ вы получите без особого труда.
Однако если экокласс машины не соответствует требованиям евростандарта, то придётся провести доработку двигательного агрегата и получить подтверждающий документ.
Согласно закону, для доведения двигателей до необходимых экостандартов подходят автомобили не старше 2004 г. выпуска.
Ещё один нюанс растаможки связан с паспортом на ТС. Дело в том, что в Белоруссии не существует ПТС в его российском понимании и варианте.
Техническим паспортом там называют «пластик», именуемый в России Свидетельством о регистрации, и этот документ выполняет обе функции.
ПТС для ввозимых из Белоруссии машин, выдается на российской таможне, однако для этого автомобиль опять же должен иметь требуемый экологический класс.
Таким образом, купить и ввезти (например, автовозом) машину из Белоруссии можно, но ездить на ней без нужного экокласса по дорогам общего пользования недопустимо.
Документы, которые потребуются для растаможки авто из Белоруссии:
- Свидетельство о регистрации авто на территории страны-члена Таможенного союза;
- сертификат, подтверждающий соответствие стандарту Евро-5;
- паспорт и ИНН автовладельца;
- счёт-справка, подтверждающая процедуру купли-продажи;
- документ с детальными данными о ТС;
- квитанция об оплате таможенной пошлины (для авто, зарегистрированных после 2010 года);
- Сертификат СТ-1.
России льготная ставка не поможет
До конца 2021 года нулевая пошлина на ввоз машин с электродвигателем существовала и в России. С 1 января тариф подняли до 15% — как и в других странах ЕАЭС. Но в Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстане льготную ставку быстро вернули. Российские же ведомства, в частности Минпромторг, не поддержали это решение, заявив, что обнуление пошлин не поможет производству и внедрению электромобилей на территории страны.
В Ассоциации европейского бизнеса с таким мнением не согласны. По мнению аналитиков АЕБ, увеличение пошлины существенно скажется на цене электромобилей — а значит, внедрение современных транспортных средств замедлится. Отмена беспошлинного ввоза действительно отразилась на продажах транспортных средств на территории остальных стран ЕАЭС.
Какие новости есть по гибридным автомобилям?
Беларусь поддерживает экологичность транспортных средств, поэтому растаможка электромобиля в РБ проходит на упрощенных условиях. Изначально льготы не поддерживали интерес к данной категории транспортного населения, но власть решила их пересмотреть.
Растаможку электромобиля производит на льготных условиях. На плату влияет таможенный сбор, утилизационный, а также пошлина, но электрокар имеет особые условия, которые вступили в силу в 2020-м году. Кроме того отдельно стоит сказать, что те физические лица, которые купили электрический автомобиль для личного использования, могут не платить НДС, а также освобождаются от уплаты дорожного сбора. И ещё физические лица, которые на территории Беларуси купили электрокары, могут вернуть НДС, если они его платили, но в пределах 500 базовых величин. Полученные деньги не будут облагаться налогами.
Окончательные финансовые затраты для электрокаров составит 120 рублей таможенного сбора, и до 820 рублей утилизационного сбора. До 31 декабря 2021 года владельцы электрических автомобилей могут больше ни за что не платить.
Какие нюансы есть при покупке авто в Беларуси
Однако, есть некоторые тонкости. Например, самое первое, что важно знать – это происхождение данного автомобиля в стране-отправителе. Так, в случае, если эту машину ранее ввезли из третьей страны – важно, чтобы транспортное средство прошло таможенную очистку в Беларуси, и все платежи были уплачены в полном объеме. Обращаем внимание, что ранее в Беларуси предоставлялась скидка в размере 50% от таможенных платежей для отдельных категорий граждан. Так вот, если ранее автомобиль был растаможен в республике с использованием этой льготы, то при ввозе в РФ эту разницу нужно будет доплатить.
Также существуют небольшие различия в зависимости от особенностей ввоза. Так, если это ввоз юридическими лицами, то необходимо подать статистическую форму в таможенные органы в течение 10 дней месяца, следующего за отчетным. Важно не упустить этот шаг, иначе импортеру грозит штраф в размере 50 000 рублей.
Таможенные пошлины на автомобили: Ставки
Ставки таможенных пошлин рассчитываются по-разному в зависимости от типа двигателя, объема двигателя, стоимости автомобиля.
Таможенные ставки для физических лиц на автомобили возрастом менее 3 лет.
Стоимость автомобиля | до 8500 евро | до 16700 евро | до 42300 евро | до 84500 евро | до 169000 евро | свыше 169000 евро |
---|---|---|---|---|---|---|
Таможенная пошлина | 54%, но не менее 2.5 евро/см3 | 48%, но не менее 3.5 евро/см3 | 48%, но не менее 5.5 евро/см3 | 48%, но не менее 7.5 евро/см3 | 48%, но не менее 15 евро/см3 | 48%, но не менее 20 евро/см3 |
Купить автомобиль в Беларуси. Какие документы потребуются
— Подтверждение внесения залоговой таможенной стоимости.
— Техническая документация на авто.
— Сертификат соответствия ТС экологическим стандартам не ниже Евро-5.
— Справка, выданная покупателю, удостоверяющая оформление договора купли-продажи и сам документ о сделке.
— Паспорт, подтверждающий личность перевозчика или нового владельца ТС.
При этом, оформлять автомобиль надо не во время пересечения границы, а в ближайшем таможенном центре по месту проживания!
Кроме того необходимо уплатить налоги:
— Залоговая таможенная стоимость.
— Сбор за оформление.
— Утилизационный платеж.
— Дополнительные сборы.
— Юрлицам также потребуется внести акциз и НДС.
Как мы уже сказали в Беларуси нет ПТС и даже аналога этому документу. Оформление его осуществляется на Российской таможне.
Оформляя авто на физлицо, можно существенно сэкономить, так как процедура для юрлиц обходится гораздо дороже и потребует уплаты НДС. Пониженные тарифы на оформление ввозимого автомобиля предусмотрены относительно авто, предназначенного для личного использования.