Актуарная оценка и аудиторская проверка деятельности фонда
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Актуарная оценка и аудиторская проверка деятельности фонда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Государственная пенсия российских граждан состоит из двух частей — страховой и накопительной. До 2014 года работодатели перечисляли в пенсионный фонд РФ (ПФР) 6% от заработка на формирование накопительной пенсии работников. Все, у кого есть накопленные до 2014 года средства на пенсионном счете, имеют возможность направить ее в негосударственной пенсионный фонд. НПФ инвестирует эти средства и, в случае получения инвестиционного дохода, у клиентов растут пенсионные накопления, которые впоследствии увеличат пенсию.
Как формируются пенсионные накопления?
Наша пенсия делится на две части – страховую и накопительную. До 2014 года страховую часть пенсии – 16% от дохода сотрудников – работодатель в обязательном порядке перечислял в ПФР на выплату пенсий нынешним пенсионерам, а еще 6% перечислял на личный счет работника в ПФР, или НПФ. Эти деньги (6%) до сих пор находятся на индивидуальном лицевом счете гражданина и будут выплачиваться ему после выхода на пенсию. На отчисления в накопительную часть пенсии действует мораторий с 2014 по 2021 год, в этот период все 22% отчислений идут на страховую пенсию.
Подробнее – читайте статью «Заморозка пенсионных накоплений: что это значит?».
Задача долгосрочного бюджетного планирования: зачем нужны пенсии?
Пенсия (от лат. pensio – платеж) – это выплаты физическим лицам, заменяющие заработок после прекращения трудовой деятельности по достижению пенсионного возраста либо по социальным показателям.
Благосостояние общества во многом зависит от эффективности функционирования системы пенсионного обеспечения, а ее нестабильность является главным рисковым фактором для развития экономики в долгосрочной перспективе.
Главная цель долгосрочного бюджетного планирования состоит в предотвращении разбалансированности доходов и расходов на пенсионное обеспечение и обнищания пенсионеров из-за снижения среднего размера пенсии в стране ниже прожиточного уровня.
Долгосрочное бюджетное планирование позволяет сформулировать приоритетные задачи пенсионной системы, определить необходимые ресурсы для их реализации и возможные источники этих ресурсов, оценить потребность в структурных реформах.
Одна из ключевых задач, которую решает долгосрочное бюджетное планирование, состоит в поддержании финансовой устойчивости пенсионной системы. Для этого необходимо сохранять соответствие между пенсионными обязательствами государства и финансовыми ресурсами пенсионной системы, гарантирующей безусловное исполнение всех обязательств. Чтобы обеспечить долгосрочную устойчивость пенсионной системы, необходимо определить надежные источники финансирования пенсий и пределы их финансирования за счет бюджетных доходов.
Актуальность долгосрочного бюджетного планирования повышается в условиях ухудшения экономической и демографической ситуации, которые угрожают бюджетной устойчивости. Старение населения в большинстве развитых стран ведет к росту расходов на пенсионное обеспечение, а замедление роста экономики снижает бюджетные доходы. Горизонт долгосрочного планирования составляет от 10 лет в Канаде до 75 лет в США.
Развитие отечественной системы пенсионного обеспечения
Современная российская пенсионная система берет начало в 1990 году, когда был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», заложивший основы системы обязательного пенсионного страхования. «Закон установил минимальный и максимальный размер страховой пенсии, предусмотрел систему увеличения пенсионных выплат с учетом роста цен и оплаты труда занятого населения».1
Позднее закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» заменил закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который, в свою очередь, заменил вступивший в силу с 2015 года закон «О страховых пенсиях».
В 1991 году процесс финансирования и выплаты пенсий в Российской Федерации выведен в самостоятельный бюджетный механизм, который формируется за счет поступления обязательных страховых взносов, распорядителем которых выступает Пенсионный фонд России. Однако принцип назначения пенсий оставался уравнительно-распределительным, как во времена СССР. Размер пенсии не зависел от величины заработной платы.
Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд образован 2 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый механизм выплаты пенсий на основе страховых выплат.
В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». По этому закону суммы страховых взносов на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного позволяют рассчитать и начислить пенсию каждому работающему с учетом его индивидуального заработка. Таким образом, размер пенсии стали определять страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель, а не длительность общего трудового стажа, как раньше.
В декабре 2001 года был принят ряд законов, ставших основой пенсионной реформы 2002 года. Все страховые взносы работодателей были заменены в 2001 году на Единый социальный налог (ЕСН).
Отчисления в Пенсионный фонд РФ составили 20 % от заработной платы, которые распределялись следующим образом: 6 % – базовая часть, 10 % – страховая часть и 4 % – накопительная часть пенсии. «Правительство мотивировало принятие подобных мер необходимостью снижения налоговой нагрузки на работодателя, повышения собираемости налогов, «вывода экономики из тени» и др.».2
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определил новый статус Пенсионного фонда Российской Федерации, как страховщика и государственного учреждения, урегулировал порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расширил функции ПФР и установил новый принцип формирования трудовой пенсии – из трех частей: базовой, страховой и накопительной, фактически устранив дифференциацию выплат в зависимости от трудового вклада гражданина.
Однако сокращение доли работающего населения и высокая доля теневого сектора в экономике способствовали снижению пенсионных поступлений. «В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных отчислений на единый социальный налог (ЕСН), размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуация с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость реформирования пенсионного обеспечения на страховых принципах и дополнения государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран».3
Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» установил правовые основы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.
Участникам негосударственных или добровольных пенсионных программ предоставили льготы по налогу на доходы физических лиц.
Важной мерой, направленной на стимулирование активности граждан в области создания собственных пенсионных накоплений, стала программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений. С 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года каждый работающий россиянин, добровольно делающий взносы на накопительную часть будущей пенсии не менее тысячи рублей, получал равнозначный взнос из государственных средств на сумму до 12 тыс. рублей в год на протяжении десяти лет. При этом размер дополнительных взносов можно менять по своему усмотрению, а выплаты прекращать и возобновлять в любой момент. По данным ПФР, участниками программы софинансирования стало около 0,5 млн человек, взносы участников превысили 7 млрд рублей, средний размер ежегодного взноса составил 7,6 тыс. рублей.
В 2010 году Единый социальный налог был отменен и вместо него были установлены страховые взносы во внебюджетные фонды. Базовую и страховую части объединили, схема распределения взносов изменилась: 14 % от заработной платы стали направлять на страховую часть и 6 % – на накопительную часть пенсии.
Очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации был проведен в 2013–2015 годах. Была ведена новая формула расчета размера трудовой пенсии по старости на основе пенсионных баллов, учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Гражданам 1967 года рождения и младше предоставили право выбора: формировать им накопительную часть или направлять страховые взносы на пенсионное обеспечение – полностью на страховую часть трудовой пенсии.
С 2014 по 2019 годы законодательно введен мораторий на формирование накопительной части пенсии – страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии по решению государства направляются только на формирование страховой части пенсии. Официальной причиной моратория было заявлено создание системы гарантирования пенсионных накоплений и предстоящее акционирование НПФ, пока НПФ и управляющие компании не смогут подтвердить свое соответствие новым требованиям.
Фактически заморозка средств пенсионных накоплений нарушила положение Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», по которому средства пенсионных накоплений не подлежат изъятию в бюджеты любых уровней. Фактически же эти средства были израсходованы государством, а распоряжение владельцев пенсионных накоплений передать их УК и НПФ для инвестирования было проигнорировано под формальным предлогом.
Центральный банк и Министерство финансов РФ предлагают вывести накопительные взносы из системы обязательного пенсионного страхования и использовать все 20 % тарифа пенсионных взносов для формирования страховой части пенсии. Накопительную часть трудовой пенсии предлагается полностью формировать из собственных средств работников по их желанию.
Опыт других стран в развитии принципов самостоятельного формирования источников пенсии
Самостоятельное формирование пенсионных накоплений практикует население стран, которые принято относить к англо-саксонской модели, так как государственная пенсия обеспечивает лишь защиту от бедности, а величина базовой пенсии никак не связана с уровнем жизни и доходом человека.
«Средний американец получает государственную пенсию 300–600 долл. и дополнительно до 3000–4000 долл. из частных или корпоративных пенсионных фондов. В США суммарные активы негосударственных пенсионных фондов в конце ХХ в. оценивались примерно в 1,7 трлн долл.».10
В США накопительные системы делятся на государственные (для государственных служащих) и частные (корпоративные и персональные). Корпоративные пенсионные программы делятся на два вида: с установленными выплатами (defined benefit plan) и установленными взносами (defined contribution plan).
У кого формируются пенсионные накопления?
Накопительная пенсия может формироваться у людей 1967 года рождения и моложе. При этом они имеют право одновременно и на страховую, и на накопительную пенсии. Страховые взносы на накопительную пенсию уплачивались в системе обязательного пенсионного страхования с 2002 по 2014 год.
«Еще они формируются у мужчин, рожденных в 1953-1966 годах и женщин 1957-1966 года рождения, за которых в период с 2002 по 2004 год уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. Иными словами, работавших в этот период. С 2005 года эти отчисления были прекращены из-за корректировки законодательной базы. Таким образом, у читательницы Марии Кизляковой, рожденной в 1959 году могут быть сформированы накопления», — отмечает Оксана Аханова.
Что такое пенсионные резервы
Статья 18. Пенсионные резервы и пенсионные накопления
(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед участниками фонд формирует пенсионные резервы.
Для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед застрахованными лицами фонд формирует пенсионные накопления.
2. Пенсионные резервы включают в себя резервы покрытия пенсионных обязательств и страховой резерв и формируются за счет:
дохода фонда от размещения пенсионных резервов;
собственных средств фонда, направленных на пополнение средств пенсионных резервов при осуществлении мер по предупреждению банкротства фонда с участием Банка России в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
(абзац введен Федеральным законом от 20.04.2021 N 92-ФЗ)
иного имущества, определяемого по решению совета директоров (наблюдательного совета) фонда.
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 410-ФЗ, от 07.03.2018 N 49-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Нормативный размер пенсионных резервов для пенсионных схем с установленными выплатами устанавливается Банком России.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 218-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 322-ФЗ, от 11.06.2021 N 190-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Пенсионными правилами фонда может быть предусмотрено формирование, учет и размещение резервов покрытия пенсионных обязательств раздельно по каждой пенсионной схеме. В этом случае резервы покрытия пенсионных обязательств, сформированные в рамках одной пенсионной схемы, не могут использоваться на покрытие обязательств фонда по другим пенсионным схемам. При недостаточности средств пенсионных резервов, сформированных по пенсионной схеме, на покрытие обязательств фонда по данной схеме перед вкладчиками и участниками (их правопреемниками) используются средства страхового резерва.
(абзац введен Федеральным законом от 06.12.2007 N 334-ФЗ)
4. Пенсионные накопления формируются за счет:
переданных из Пенсионного фонда Российской Федерации в фонд по заявлению застрахованного лица и еще не переданных управляющей компании средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, включая страховые взносы на финансирование накопительной пенсии, а также дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, взносы работодателя, уплаченные в пользу застрахованного лица, и взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации для последующей передачи в фонд;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 218-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
средств фонда, находящихся в доверительном управлении управляющей компании в соответствии с настоящим Федеральным законом;
(в ред. Федерального закона от 07.03.2018 N 49-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
средств, поступивших в фонд от управляющих компаний для выплаты застрахованным лицам или их правопреемникам и еще не направленных на формирование выплатного резерва, на выплату накопительной пенсии, на осуществление срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты, выплат правопреемникам;
(в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 359-ФЗ, от 21.07.2014 N 218-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
средств, переданных в фонд предыдущим страховщиком (фондом) в связи с заключением застрахованным лицом с фондом договора об обязательном пенсионном страховании в установленном настоящим Федеральным законом порядке;
средств, поступивших в фонд от управляющих компаний для передачи в Пенсионный фонд Российской Федерации или другой фонд в соответствии с настоящим Федеральным законом и еще не переданных в Пенсионный фонд Российской Федерации или другие фонды;
собственных средств фонда, направленных на пополнение средств пенсионных накоплений при осуществлении мер по предупреждению банкротства фонда с участием Банка России в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
(абзац введен Федеральным законом от 20.04.2021 N 92-ФЗ)
иного имущества, определяемого по решению совета директоров (наблюдательного совета) фонда;
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 410-ФЗ, от 07.03.2018 N 49-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
средств гарантийного возмещения, полученного в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений».
(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 410-ФЗ)
4.1. В состав пенсионных накоплений входят средства выплатного резерва, формируемого фондом в целях финансового обеспечения выплат накопительной пенсии, и средства пенсионных накоплений, сформированные в пользу застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата.
(п. 4.1 введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 359-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 218-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. На средства пенсионных резервов и на активы, в которые размещены средства пенсионных резервов, не может быть обращено взыскание по долгам фонда (за исключением долгов фонда перед его участниками, вкладчиками), вкладчиков, управляющей компании (управляющих компаний), специализированного депозитария и иных третьих лиц, включая застрахованных лиц и участников, к ним также не могут применяться меры по обеспечению заявленных требований, в том числе арест имущества.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 218-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. На средства пенсионных накоплений и активы, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений, не может быть обращено взыскание по обязательствам фонда (за исключением обязательств фонда перед застрахованными лицами и их правопреемниками), вкладчиков, страхователя, управляющей компании (за исключением обязательств, возникших в связи с осуществлением ею деятельности по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений), специализированного депозитария и иных лиц, включая застрахованных лиц и участников, к ним также не могут применяться меры по обеспечению заявленных требований, в том числе арест имущества.
(п. 6 в ред. Федерального закона от 18.07.2009 N 182-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Исполнение обязательств субъектов отношений по негосударственному пенсионному обеспечению не может осуществляться за счет средств пенсионных накоплений.
8. Исполнение обязательств субъектов отношений по обязательному пенсионному страхованию не может осуществляться за счет средств пенсионных резервов.
Исполнение обязательств перед застрахованными лицами по выплате накопительной пенсии или срочной пенсионной выплаты не может осуществляться за счет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым не установлена накопительная пенсия или срочная пенсионная выплата.
НПФ для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам формирует:
1) пенсионные резервы (для обеспечения платежеспособности перед участниками);
2) пенсионные накопления (для обеспечения платежеспособности перед застрахованными лицами).
Пенсионные резервы включают в себя резервы покрытия пенсионных обязательств и страховой резерв и формируются за счет:
1) пенсионных взносов;
2) дохода фонда от размещения пенсионных резервов;
3) целевых поступлений.
Нормативный размер пенсионных резервов для пенсионных схем с установленными выплатами определяется уполномоченным федеральным органом.
Пенсионные накопления формируются за счет:
1) досрочно выплаченных из Пенсионного фонда РФ в фонд по заявлению застрахованного лица средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, включая страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступившие в Пенсионный фонд РФ для последующей передачи в фонд и еще не переданные управляющей компании;
2) средств, переданных фондом в доверительное управление управляющей компании в соответствии с настоящим Федеральным законом, включая чистый финансовый результат от реализации активов, изменения рыночной стоимости инвестиционного портфеля за счет переоценки на отчетную дату;
3) средств, поступивших в фонд от управляющих компаний для выплаты застрахованным лицам или их правопреемникам и еще не направленных на выплату накопительной части трудовой пенсии;
4) средств, переданных в фонд предыдущим страховщиком (фондом) в связи с заключением застрахованным лицом с фондом договора об обязательном пенсионном страховании в установленном порядке Законом «О негосударственных пенсионных фондах»;
5) средств, поступивших в фонд от управляющих компаний для передачи в Пенсионный фонд РФ или другой фонд в соответствии с Законом «О негосударственных пенсионных фондах» и еще не переданных в Пенсионный фонд РФ или другие фонды.
Кто даст информацию о накоплениях?
Существует несколько способов узнать состояние индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
- Портал Госуслуг. Ответ формируется в режиме реального времени, данные предоставляет ПФ РФ. Для получения информации необходимо заказать извещение через личный кабинет. Документ придет на электронную почту или сохранится в сервисе, способ получения нужно выбрать на этапе заказа услуги.
- Официальный сайт ПФР. Извещение заказывается в личном кабинете фонда, в разделе управления накоплениями. В личном кабинете дополнительно можно узнать свой трудовой стаж, отказаться от формирования накопительной пенсии, заменить страховую компанию и выполнить прочие действия.
- Личное обращение в Пенсионный фонд. Клиенту потребуется заполнить заявление, предоставить паспорт, СНИЛС. Справка выдается сразу после регистрации заявления.
Важно! Эти способы подойдут лицам, чья накопительная пенсия хранится в государственном Пенсионном фонде. Если средствами распоряжается НПФ, то запрос о состоянии счета подается в соответствующую организацию. ПФ РФ не может предоставить данные по накопительной части пенсии, хранящейся в НПФ!
- Через работодателя. Услуга доступна гражданам, имеющим официальное трудоустройство. Для получения информации заполняется заявление в бухгалтерии. Сотрудники отдела направят запрос в Пенсионный фонд, специалисты фонда пришлют ответ работодателю и обратившемуся лицу.
В случае, если размер накопительной пенсии не превышает 5% от суммы страховой части пенсии, у гражданина возникает право на получение всей суммы одновременно. Заявление о выплате направляется в ПФ РФ или НПФ, срок рассмотрения заявления составляет десять дней.
Рейтинг доходности – список фондов
Доходность характеризует сумму, на которую НПФ увеличил имеющиеся накопления. Заранее определить показатель процента накоплений нельзя, однако надежные организации обычно уже при оформлении соглашений с гражданами сообщают им об объемах планируемого дохода либо демонстрируют прибыль прошлых лет.
Ознакомившись с рейтингом доходности НПФ за 2021 г., вы сможете перевести свои накопления в фирму, заработавшую для собственных клиентов максимально высокие суммы.
Рейтинг НПФ по доходности
Таблица доходности негосударственных пенсионных фондов:
Название фонда | Доходность с начала года, % |
«ГАЗФОНД» | 9.13 |
«Согласие-ОПС» | 6.82 |
«Первый промышленный альянс» | 6.81 |
«Алмазная осень» | 6.8 |
«ВТБ Пенсионный фонд» | 6.8 |
«УГМК-Перспектива» | 6.63 |
«НЕФТЕГАРАНТ» | 6.43 |
«Сбербанк» | 6.35 |
«Сургутнефтегаз» | 6.26 |
«Согласие» | 6.04 |
«Оборонно-промышленный фонд имени Ливанова» | 5.82 |
«Стройкомплекс» | 5.75 |
«Ханты-Мансийский фонд» | 5.72 |
«Владимир» | 5.46 |
«Транснефть» | 5.16 |
«АКВИЛОН» | 5.1 |
«Национальный» | 4.94 |
«Роствертол» | 4.7 |
«Гефест» | 4.5 |
«Атомфонд» | 4.29 |
«Федерация» | 4.19 |
«Доверие» | 4.1 |
«Волга-Капитал» | 3.97 |
«Социум» | 3.86 |
«Альянс» | 3.75 |
«Ростех» | 3.03 |
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ» | 2.94 |
«Большой» | 2.62 |
«Магнит» | 2.16 |
«САФМАР» | 1.16 |
Все рейтинги в России разрабатываются при учете информации, публикуемой организациями. Соответственно с данными НПФ, предыдущий год оказался весьма благоприятен для этих организаций. Общее количество накоплений увеличилось на 3.11 процента, дойдя до отметки в 3.3 триллиона рублей.
Когда можно подать заявление о передаче накопительной части пенсии УК или НПФ
Подать заявление о передаче накопительной части пенсии под управление УК или НПФ необходимо до 31.12 года, в котором истекло 5 лет с момента начисления первых страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПФ). Иными словами – в течение 5 лет с начала официального трудового стажа. Но если в этот момент гражданин не достиг 23-летнего возраста. то этот срок переносится до 31.12 года, в котором гражданину исполнилось 23 года.
Пример. Гражданин 07.03.1986 г.р впервые официально устроился на работу в апреле 2003 года в возрасте 17 лет. По общему правилу он вправе заключить договор о ОПС и написать заявление о переходе в НПФ до 31.12. 2008 года, но поскольку в этот день ему еще не исполнилось 23 года, срок продляется до 31.12. 2009 года.
Накопления «ушли» в неизвестный фонд: что делать?
Если при проверке пенсионного счета обнаружилось, что накопления переведены в другой фонд, с которым человек не заключал договор, то причина, скорее всего, в недобросовестных агентах НПФ или собственной беспечности. Не глядя «подмахнуть» договор о переводе накоплений в другой фонд можно при оформлении кредита, страховки, приеме на работу. В результате накопления ушли в другой фонд, а человек, сам того не подозревая, лишился инвестдохода.
Отменить неправомерный перевод и вернуть деньги можно в судебном порядке. Для этого, первым делом, необходимо обратиться в свой «родной» фонд, чтобы выяснить точный размер потерянного дохода. Также фонд проконсультирует и о том, как обратиться в суд с требованием о возмещении потеряннного дохода. По решению суда новый фонд обязан будет вернуть накопления, и сумма инвестиционного дохода будет восстановлена
Как вернуться в государственный ПФ?
Человек вправе осуществить возврат накопленных средств в государственный ПФ по своему желанию или при возникновении обстоятельств. Нормативно-правовая база в этом случае: ФЗ №75, 111. Перевод производится по заявлению гражданина. По желанию в дальнейшем он сможет снова перенаправить средства в УК или НПФ.
Пример заявления о переводе средств в ПФ
В обязательном порядке накопления направляются из НПФ в ПФ при:
- гибели гражданина;
- лишении НПФ лицензии;
- завершении периода действия договора;
- признании НПФ несостоятельным и открытии конкурсного производства.
Возврат накоплений в ПФР осуществляется в апреле того года, который следует за датой подачи заявления.
Стоит ли переводить. Узнайте, сколько у вас пенсионных накоплений. Оцените период инвестирования — это срок, который остался вам до пенсии. Учтите, что за счет работодателя накопления пока не прирастают, а доходность НПФ и частных УК выше государственной на длительных отрезках, в 5—10 лет. Тогда вам станет ясно, поздно или нет сейчас переводить накопления.
Определитесь, что для вас лучше: негосударственный пенсионный фонд или другая управляющая компания в рамках ПФР.
Если решили сменить УК. Узнайте доходность своей потенциальной компании, предлагает ли она инвестиционные портфели, в чем их отличие. Для этого изучите сайт, поговорите по горячей линии. В результате станет понятно, стоит ли с ними связываться.
Если решили перейти в НПФ. Узнайте в пенсионном фонде, в каком году возможен срочный переход. Там же вам подскажут сумму возможных потерь при досрочном.
Если срочный переход будет как раз в следующем году, выбирайте фонд и звоните им. Если в следующем году перейти в НПФ без потерь нельзя, можете пока сменить УК и дожидаться там наступления периода для срочного перехода. Помните, что писать заявление на перевод нужно в предыдущем году. Например, если вы узнали, что срочный переход будет в 2021 году, договор заключаете в 2020. Тогда с января по март 2021 года он вступит в силу, и доходность сохранится.
Кому положена накопительная пенсия
Начиная с 01.01.2015, накопительная и страховая части российской пенсии разделены. Накопительная не тратится на текущие выплаты, а собирается на личном счете плательщика. Накопления положены следующим категориям:
- Работающим гражданам, родившимся в 1967 г. и позже, из уплаченных работодателем взносов в ПФР с 2002 по 2014 г.
- Мужчинам и женщинам, родившимся с 1953 по 1966 г. и с 1957 по 1966 г. соответственно. Речь о суммах, которые работодатели отчисляли на накопительную пенсию.
- Тем, кто принял участие в Программе софинансирования пенсий.
- Тем, кто использовал материнский капитал для формирования своей пенсии.
Что можно сделать, чтобы увеличить накопления
Некоторое время назад увеличить сумму персональных накоплений к пенсии можно было несколькими способами. Один из них — программа софинансирования. С ее помощью взнос вкладчика вдвое увеличивался государством. Размер вкладов ограничивался суммами от 2 до 12 тыс. рублей в год. В 2020 году схема продолжает работать, но только для тех, кто успел стать участником программы до конца 2015 г.
Гражданам оставили единственную возможность увеличить пенсионный капитал. Это заключение договора с одним из НПФ. Большинство НПФ предлагают разработку индивидуального пенсионного плана. Смысл заключается в том, что вкладчик ежемесячно отчисляет определенную сумму, продолжает так поступать в течение нескольких лет. Негосударственный фонд использует средства для инвестиций в доходные финансовые инструменты. Когда срок договора закончится, на персональном счете вкладчика соберется определенная сумма, которую можно тратить по усмотрению. Доход можно получить весь целиком или договориться о регулярных выплатах в уменьшенных суммах, чтобы получать стабильный доход в течение нескольких лет, а иногда и пожизненно.
СПРАВКА! Пенсионные накопления, на которые гражданин делает взносы добровольно, сопровождаются налоговым вычетом 13% от суммы. Скидка действует для сумм размером менее 15,6 тыс. рублей в год.
Чтобы увеличить сумму будущей пенсии, нужно внимательно выбирать управляющую компанию или негосударственный фонд. Если текущий выбор не устраивает, раз в год разрешается сменить фонд. Чересчур долго перебирать фонды не рекомендуется, поскольку при переходе из одного в другой чаще, чем 1 раз в 5 лет, доход от инвестиций теряется. Каждые 5 лет в фондах сохраняется полученная прибыль, после чего можно по необходимости перевести свой капитал другому фонду.
ВАЖНО! Детальная информация о компаниях, которым не страшно доверить хранение и приумножение капитала, есть на сайте ЦБ РФ. Здесь же перечислены компании, у которых отозвана лицензия.
При выборе НПФ нужно отталкиваться от значимых критериев: наличия лицензии ЦБ России, рейтингов независимых агентств. Дополнительно не помешает изучить в открытых источниках результаты инвестирования в выбранной компании за 5 последних лет. Долгосрочная перспектива – то, что ожидает деньги вкладчика, поэтому работу пенсионных фондов нужно рассматривать с точки зрения длительных взаимовыгодных отношений, стабильных результатов.
При выборе между государственными и частными пенсионными фондами следует оценить преимущества и недостатки каждого варианта. Негосударственные фонды быстрее и легче подстраиваются под изменчивые условия экономики. Преимущество ПФР заключается в свободе выбора управляющей компании.
Пенсионные накопления — порой единственный источник дохода для пожилых людей. Правильный выбор в пользу системы социального страхования гарантирует стабильный доход в старости.
Как управлять пенсионными накоплениями
Каким образом можно распорядиться пенсионными накоплениями, определено в Федеральном законе от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» (ред. от 29.06.2015; далее — Закон № 111-ФЗ). Каждый гражданин имеет право выбрать тот или иной механизм инвестирования накопительной пенсии: либо передать ее в управление рыночной инвестиционной компании, либо перевести в НПФ, либо оставить в ПФР под управлением государственной управляющей компании — Внешкономбанка (далее — ГУК).
Граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (имеющие свидетельство обязательного пенсионного страхования), могут самостоятельно выбрать, кому доверить управление пенсионными накоплениями.
Статьей 31 Закона № 111-ФЗ определено, что при формировании накопительной пенсии застрахованные лица до обращения за установлением накопительной пенсии вправе:
— выбирать инвестиционный портфель управляющей компании, отобранной по конкурсу (далее — УК), либо расширенный инвестиционный портфель ГУК или инвестиционный портфель государственных ценных бумаг ГУК;
— отказаться от формирования накопительной пенсии через ПФР и выбрать НПФ в соответствии с законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании;
— отказаться от формирования накопительной пенсии через НПФ и осуществлять формирование накопительной пенсии через ПФР, выбрав инвестиционный портфель УК, отобранной по конкурсу, либо расширенный инвестиционный портфель ГУК или инвестиционный портфель государственных ценных бумаг ГУК.