Совершенствуются организация автомобильных перевозок и защита прав пассажиров

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Совершенствуются организация автомобильных перевозок и защита прав пассажиров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Лицензия на право пассажирских перевозок в автобусе в 2023 году предоставляет индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу и водителю возможность осуществлять законную деятельность. В результате процедуры в единый реестр вносятся необходимые данные о субъектах отношений, о транспортных средствах и всех показателях, контролируемых государственным органом.

Документация при выдаче лицензии

  1. Заявление по поводу лицензирования услуг.
  2. Дубликаты документации учредителей юрлица, свидетельство о госрегистрации, в том числе, ИП.
  3. Заверенная выписка из ТР (торгового реестра) государства, где создана компания, желающая получить лицензию.
  4. Квитанция об уплате налога на процедуру (госпошлины).
  5. Дубликаты документов, доказывающих назначение лица, руководящего процессом организации перевозок и осуществление оных. ИП такие документы предъявлять нет нужды.
  6. Дубликаты документации, в которой отражен уровень профессиональных ЗУН (знаний, умений, навыков) лиц, занимающихся организацией и выполнением перевозок в соответствии с законодательством.
  7. Перечень единиц транспорта, предназначенных для перевозок, соответствующих требованиям, изложенным в положениях законодательной власти, условиям международных договоров в сфере транспортных перевозок.

Документацию в госорган предоставляет собственник бизнеса либо доверенное лицо.

Депутат о саморегулируемых организациях

И после принятия Закона от 18.07.2022 № 196-З «Об изменении Закона «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон № 196-З) дебаты продолжаются.

– Одни недовольны, что не ужесточили условия для тех, кто выполняет регулярные перевозки под видом «нерегулярщиков», – говорит Игорь Комаровский. – Другие сетуют, что Транспортная инспекция, Минтранс и другие госорганы не формируют благоприятных условий для работы.

Депутат считает, что субъекты хозяйствования, действующие в любой сфере экономики, должны не жаловаться, а создавать мощные саморегулируемые организации и через них решать все назревшие вопросы.

Такие ассоциации, обладающие определенной самостоятельностью, смогут проконтролировать тех, кто под видом нерегулярных перевозок выполняет перевозки в регулярном сообщении или откровенно жульничает. Бизнес-сообщество само найдет методы воздействия на недоб­росовестных участников рынка.

В качестве образцов для подражания названы БАМАП и БАМЭ, которые умеют отстаивать права своих членов, разрабатывать и продвигать нужные правовые акты.

Например, новая редакция ст. 56 Закона № 278-З, разграничивающая ответственность грузоотправителя, экспедитора и грузополучателя за причиненные перевозчику и третьим лицам убытки – в зависимости от того, выступают ли они заказчиком перевозки и возложена ли на них обязанность по оформлению необходимых транспортных и грузосопроводительных документов, принята по инициативе БАМАП.

В настоящее время практически во всех случаях, когда перевозчиком не предоставляются перевозоч­ные или грузосопроводительные документы либо указанные в них сведения недостаточны или не соответствуют действительности, административную ответственность за все несет перевозчик. Но в подавляющем большинстве случаев данная информация находится не в его компетенции, а как правило, у заказчика этой перевозки, в роли которого могут выступать грузоотправитель, грузополучатель или экспедитор.

Точно так же БАМАП продвигала указ о возможности закупать без таможенных пошлин и НДС импортные тягачи класса ЕВРО-6 вопреки предложениям Минского автозавода. И она смогла обосновать свое предложение эффективностью, бизнес-интересами и валютной выручкой, которая благодаря использованию этих ТС поступит в госбюджет.

Требования и условия, предъявляемые к соискателю лицензии

  • наличие на праве собственности (ином законном основании) не менее одного транспортного средства, соответствующего предполагаемой к выполнению услуге, отвечающих требованиям технических нормативных правовых актов Республики Беларусь и международно-правовых актов Евросоюза, в области автомобильного транспорта;
  • соответствие финансового состояния соискателя лицензии на выполнение международных автомобильных перевозок грузов требованиям, установленным законодательством для автомобильных перевозчиков, выполняющих международные автомобильные перевозки грузов;
  • для юридического лица Республики Беларусь – наличие в штате назначенного в установленном порядке лица, ответственного за организацию и выполнение автомобильных перевозок, уровень профессиональной подготовки которого соответствует требованиям, установленным СовМином РБ;
  • для индивидуального предпринимателя, зарегистрированного в Республике Беларусь, – соответствие уровня его профессиональной подготовки требованиям либо наличие привлеченного и назначенного в установленном порядке лица, ответственного за организацию и выполнение автомобильных перевозок, с соответствующим уровнем профессиональной подготовки;
  • выполнение автомобильных перевозок транспортными средствами, находящимися у лицензиата на праве собственности или ином законном основании;
  • выполнение автомобильной перевозки после заключения договора обязательного страхования в предусмотренных законодательством случаях;
  • заключение в случаях, предусмотренных законодательством, договора об организации автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении;
  • привлечение к осуществлению лицензируемого вида деятельности, имеющих право управления соответствующим транспортным средством, с соответствующим уровнем подготовки, и состоящих в штате автомобильного перевозчика;
  • обеспечение допуска:

Договор подряда: быть или не быть?

– Несомненно, по сравнению с тем, что прописано в действующем законодательстве, проект данного указа можно назвать тонким лучиком надежды на наведение порядка в сфере работы такси, но до прожектора перемен ему еще далеко.

Во-первых, согласно обоснованиям к проекту указа, законотворцы хотели исключить договоры подряда, или, как их еще называют, гражданско-правовые договоры, которые заключают с водителями. Цитирую: «привлечение водителей на основании гражданско-правовых договоров является недопустимым».

Поэтому в проекте указа прописали, что «юридические лица или индивидуальные предприниматели, являющиеся автомобильными перевозчиками, привлекают физических лиц в качестве водителей транспортных средств на основании трудовых договоров». Однако прямого запрета на заключение гражданско-правового договора нет! То, что можно заключить трудовой договор, так это и так все знают. Следовательно, документ может не достичь желаемого результата. Почему? Ответ прост: нет конкретики, а значит и «лазейки» появятся.

На мой взгляд, если бы подпункт 1 пункта 1 проекта указа звучал, например, вот так: «автомобильным перевозчикам для выполнения автомобильных перевозок пассажиров запрещается привлекать физических лиц в качестве водителей на основании гражданско-правовых договоров», то документ имел бы конкретный смысл.

Поясняю: как только в документе будет установлен запрет, то его нарушение как для перевозчика, так и для физического лица будет чревато применением фискальных санкций, предусмотренных статьей 170 Гражданского кодекса. Вряд ли кто-то захочет в одночасье лишиться всего полученного по запрещенной сделке.

О «лучике надежды», если договор подряда с водителями четко запретят. Самое главное – перевозчик будет нести ответственность, допустим, при ДТП, когда его водитель будет признан виновным. При гражданско-правовых договорах, как это зачастую работает сейчас, водитель не является сотрудником перевозчика, а значит в случае чего пассажиру придется обивать судебные инстанции и взыскивать ущерб с водителя как с физического лица, а не сотрудника службы такси.

Кроме того, пассажирская перевозка будет страховаться, а это значит, что пассажир, пострадавший при ДТП, сможет через страховую компанию перевозчика получить страховое возмещение. При этом водитель будет выполнять все требования, которые предъявляются к таксистам, например, проходить медосвидетельствование перед выездом на линию.

Порядок в сфере пассажирских перевозок – это в первую очередь безопасность пассажиров. А дальше это понятное налогообложение, когда деньги от оказания таких услуг идут в бюджет. А сейчас как? Крупнейший частный оператор зарегистрирован где-то за рубежом, работает через приложение по безналу и зарабатывает огромные, как я полагаю, деньги. И сколько он перевозок совершил, и сколько он за это получил, и сколько налогов должен был заплатить, знает только он сам. Такого быть не должно.

Шаги в наведении порядка уже сделаны и отражены в проекте указа. Но на то он и проект, чтобы его дорабатывать и осмысливать, чтобы в итоге получить простой и понятный всем без исключения документ, который исключит «серые схемы» в сфере такси. Время на это еще есть.

Документы для добавления, удаления или изменения информации об автобусе

23. Для внесения сведений о дополнительных автобусах лицензиата в реестр лицензий лицензиатом представляется заявление о включении сведений о дополнительных автобусах лицензиата, форма которого приведена в приложении N 7 к Регламенту, с приложением документов, подтверждающих право владения указанными транспортными средствами (копии свидетельств о регистрации указанных в заявлении автобусов лицензиата и, если эти автобусы лицензиата не являются собственностью лицензиата, а принадлежат на ином законном основании, копии документов, подтверждающих основание владения автобусом лицензиата).

24. Для исключения сведений об автобусах из реестра лицензий лицензиатом представляется заявление об исключении из реестра лицензий сведений об используемых для осуществления лицензируемой деятельности автобусах, форма которого приведена в приложении N 8 к Регламенту.

25. Для внесения изменений в сведения об автобусе, указанные в реестре лицензий (изменение государственного регистрационного номера автобуса, изменения срока действия договора аренды (лизинга) автобуса, вступление лицензиата в права владения автобусом, в том числе на основании договора аренды, заключенного с другим лицензиатом, который в соответствии со сведениями, включенными в реестр лицензий, владеет этим автобусом) лицензиатом представляется в территориальный орган заявление об изменении сведений об автобусе, форма которого приведена в приложении N 9 к Регламенту, с приложением документов, подтверждающих такие изменения, в том числе права владения автобусом.

Читайте также:  Налог на имущество: кто может его не платить

Для добавления, удаления или изменения информации об автобусе в Ространснадзор нужно подать заявление соответствующей формы. А в случае необходимости, нужно дополнительно приложить подтверждающие документы.

Как работает лицензия на автобус для водителей?

Наличие лицензии на автобус возлагает определенные обязательства:

  • Пользоваться только тем транспортом, который отражен в реестре.
  • Следить за безопасностью дорожного движения.
  • Регулярно осуществлять техосмотр (перед рейсом и сменой).
  • Вести путевые листы.
  • Использовать все необходимые приборы и оборудование.
  • Применять спутниковую навигацию ГЛОНАСС.
  • Осуществлять инструктаж работников транспорта.
  • Организовывать стажировки.
  • Следить за здоровьем персонала, проводить медосмотры.

КРАТКО О СИТУАЦИИ В СФЕРЕ ЛИЦЕНЗИЙ НА АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

На 21.02.2021 г. в Республике Беларусь лицензируются следующие виды деятельности в сфере автомобильных перевозок:

  1. городские и пригородные автомобильные перевозки пассажиров;
  2. междугородные автомобильные перевозки пассажиров;
  3. международные автомобильные перевозки пассажиров;
  4. международные автомобильные перевозки грузов.

Не требуется получения лицензии для выполнения:

  • внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров для собственных нужд;

  • международных автомобильных перевозок грузов с использованием автомобиля, предназначенного для перевозки грузов, разрешенный максимальный вес которого, включая вес прицепа (полуприцепа), не превышает 3,5 тонны;

  • услуг по перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом в нерегулярном сообщении.

Стоимость услуг по оформлению документов в УГАДН

Наименование услуги

Москва

Санкт-Петербург

Регионы

Цена на лицензию для перевозки пассажиров от 15000 р. от 10000 р. от 10000 р.
Внесение в реестр лицензированных автобусов 5000 р. от 4000 р. от 3000 р.
Отдельная подача на внесение в реестр УГАДН 5000 р. от 4000 р. от 3000 р.
Поиск специалиста по БДД от 15000 р. от 15000 р. от 15000 р.

Перечень требований к автобусу, к перевозчику

Лицензирование автобусных перевозок предусматривает некоторые требования к транспорту, водителям и компании-перевозчику.

Водитель должен обладать:

  • категорией «Д»;
  • российским водительским удостоверением;
  • общим водительским стажем от 3х лет с обязательным подтверждением в трудовой книжке.

Компания должна иметь:

  • медицинского работника с соответствующим образованием. Как альтернатива, действующий договор с медучреждением, которое будет осуществлять дорейсовые медицинские осмотры водителей;
  • штатные технически исправные машины с действующими талонами техосмотра;
  • боксы, в которых будет осуществляться технический осмотр и ремонт ТС. Как альтернатива, действующий договор на стороннее обслуживание.

Транспорт должен быть снабжен:

  • лицензионной карточкой;
  • страховым полисом ОСАГО;
  • обязательным страхованием для пассажиров;
  • установленной системой ГЛОНАСС, ГЛОНАСС GPS.

Лицензирование пассажирских перевозок автомобильным транспортом регулируется:

  • Федеральным законом от 4 мая 2011 г. No 99-ФЗ (в ред. от 14 октября 2014 г. No 307-ФЗ) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании);
  • Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утв. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 No 280, с изм. и дополнениями от 26 ноября 2013 г., далее — Положение;
  • Приказом Минтранса России от 29.04.2013 No 144 (в ред. от 23.07.2014) «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения соб-ственных нужд юридического лица или индивидуального предприни-мателя)», далее – Регламент.

Порядок получения лицензии включает несколько этапов:

  1. Заполнение формы заявления о выдаче лицензии
  2. Подготовка прилагаемых к заявлению документов
  3. Представление документов в лицензирующий орган
  4. Проверка лицензирующим органом соответствия соискателя лицензионным требованиям

Лицензирование автомобильных перевозок

Лицензирование автомобильного транспорта под собой подразумевает перевозки пассажиров, перевозки грузов. Лицензирующим органом является Министерство транспорта РФ. Также хочется отметить, что на каждый вид деятельности предоставляется своя лицензия.

Министерство транспорта РФ принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в срок не превышающий 30 дней с момента получения заявления с соответствующими документам, в котором прилагается опись документов. Лицензия на соответствующий вид выдается на 5 лет, в дальнейшем его можно будет продлить. Если у лицензиата происходят изменения в количестве автотранспортных средств, то он обязан будет уведомить орган в течение 15 дней об изменении. Что касается плановых проверок, то он проходят по-разному, для перевозки пассажиров-не чаще одного раза в год, а для перевозки грузов-не чаще одного раза в два года.

Читайте также:  Отзыв заявления на увольнение во время отпуска без сохранения зар. платы.

Проверка в рамках решения вопроса о выдачи лицензии:

Сами проверки проводятся на основании приказа руководителя лицензирующего органа. По их результату выносится акт или протокол, составленный в двух экземплярах-вам и для органа.

Если имеются нарушения, то они обязательно прилагаются к протоколу, чтобы подтвердить свои требования к соискателю лицензии. Протокол подписывается обеими сторонами, и регистрируется в журнале органа и представляется руководителю органа.

Лицензирующий орган имеет право приостановить действие в получении лицензии, пока не будут исправлены ошибки, или вовсе отказать в получении лицензии, если были выявлены неоднократные нарушения или грубые нарушения.

После того, как орган вынес решение о приостановлении, то он уведомляет в течении трех дней соискателя лицензии. Также лицензия теряет юридическую силу, если организация ликвидируется, или прекращает свою деятельность в результате реорганизации, кроме преобразования либо прекращения свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Орган может аннулировать лицензию, если в течении трех месяцев организация не оплатит сбор за предоставление лицензии. Также лицензия может быть аннулирована по решению суда, если в контролирующий орган поступали на организацию жалобы, и эти жалобы сопровождались нарушением законных прав граждан.

Для того чтобы понять разницу между перевозкой пассажиров и перевозкой грузов, мы продолжим нашу тему в следующем заголовке.

Как получить: пошаговый алгоритм

Процедура оформления выглядит следующим образом:

  1. Сбор необходимых документов.
  2. Оплата государственной пошлины.
  3. Заполнение заявления на получение лицензии. Форма заявления для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей отличается.
  4. Подача заявления и прочих документов в лицензирующий орган. Сделать это можно лично, либо отправив по почте (или курьером), а также в электронном варианте.
  5. Далее следует рассмотрение заявления и полная проверка документов. Максимальный срок рассмотрения составляет 45 дней.
  6. Если все требования были соблюдены и нет никаких проблем с предоставленными документами, то лицензия будет выдана, в ином случае последует отказ.

Что проверяет лицензирующий орган?

После получения пакета документов лицензирующий орган проверяет правильность их заполнения, полноту и достоверность сведений о соискателе, а также возможность выполнения им лицензионных требований и условий. Последний проверочный этап проводится лицензирующим органом в рамках Закона о защите прав .

Федеральный закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии Федеральная служба по надзору в сфере транспорта принимает в течение 45 дней (п. 2 ст. 9 Закона о лицензировании). К сожалению, более короткий срок принятия решения о выдаче лицензии отраслевым Положением не установлен.

После проведения проверки полноты и достоверности сведений о соискателе Федеральная служба по надзору одновременно с лицензией выдает выписку из этого документа — лицензионную карточку. В ней указываются номер, дата выдачи лицензии, срок ее действия, марка, модель и госзнак ТС.

В случае изменения парка ТС организация или предприниматель должны представить в лицензирующий орган заявление о выдаче дополнительных лицензионных карточек на поступившие ТС. Они должны быть выданы в течение 10 дней. Лицензионные карточки по ТС, которые заменены и не используются для перевозок, должны быть возвращены. Это следует сделать также в случае приостановления действия лицензии или ее аннулирования.

В отличие от старых правил лицензирования в новых не уделено внимания ни плановым, ни внеплановым проверкам организации на соблюдение лицензионных требований. Но это не означает, что перевозки пассажиров не подлежат лицензионному контролю. Порядок его проведения регламентирован отдельными Методическими рекомендациями .

Особенности лицензирования

Лицензия перевозчика может быть получена как в отношении собственного транспорта, так и арендуемого – в данном случае лишь необходимо, чтобы применяемые машины соответствовали всем требованиям, предъявляемым к транспорту и лицо, на имя которого оформляется разрешение, предоставило необходимый пакет документации.

После того, как получен такой документ, в течение 5 лет собственник авто или лицо, осуществляющее от его имени перевозки, может беспрепятственно оказывать услуги такого рода, по истечении же определенного времени потребуется заменить документ. Полученная перевозчиком лицензия как бы подтверждает факт, что он выполняет все существующие требования и нормы, обеспечивая безопасную перевозку граждан. При этом такой документ подтверждает, что перевозчик соответствует всем предъявляемым и существующим стандартам и имеет законное право осуществлять деятельность в сфере пассажирских перевозок.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *