Малый средний и крупный бизнес критерии 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Малый средний и крупный бизнес критерии 2021». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основные критерии, по которым можно отнести организацию к той или иной категории, устанавливается государственными структурами. Причем главными требованиями тут остаются численность сотрудников (работников), а также размеры получаемого валового дохода. Досконально ознакомиться с ними можно, изучив законодательство Российской Федерации, а именно закон за номером 209-ФЗ, статью 4, выпущенный 24 июля 2007 года, где и дана подробная информация по этому вопросу.
Что дает этот статус для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), предприятия или организации
Данное положение имеет весьма привлекательные стороны, потому что со стороны государства для этого вида бизнеса предусмотрено ряд весомых льгот в виде скидок и бонусов. Назначены они не случайно, именно таким образом решено было достигнуть следующих целей:
- Снижение напряженности населения за счет повышения благосостояния, путем создания новых рабочих мест.
- Обеспечение комфортный вывод из тени различных самозанятых объектов, которые трудятся по модели фриланса.
- Развитие новейших видов деятельности, к примеру, в области инноваций, которые не требуют никаких особых затрат.
- Уменьшение выплат из бюджета, к примеру, на пособия по безработице, пенсионному и медицинскому страхования лиц, которые не трудоустроены.
Легче всего было добиться достижения таких целей, пройдя процедуру регистрирования максимально простой и комфортной. Таким образом, административное воздействие и налоговая нагрузка на предприятие небольшого размера было значительно снижено. Кроме того, подразумевается также целевое финансирование на деятельность начинающих предпринимателей в виде субсидирования, не требующего возврата средств в итоге.
Особенности деятельности предприятия: подведем итоги
В отличие от других государств, в России малый бизнес имеет свои характерные особенности, которые необходимо учитывать заранее:
- Низкая легитимность. Огромное количество таковых до сих пор находиться в «тени» и используют «серые схемы» в своей работе.
- Незначительная доля венчурной специализации. Инновации занимают всего 6% от общего производства, остальное отходит к коммерции и торговле.
- Значительная неустойчивость, возникающая ввиду нехватки финансов и жесткой конкуренции.
- Небольшой индивидуальный капитал, который приводит к плохому финансированию бизнеса.
Таким образом, мы разобрались, что значит расшифровка терминов, имеющих отношение к объектам и субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), а также ознакомились со списком особенностей таковых. Развиваться им приходится в достаточно непростых условиях, поэтому государственный аппарат и предусмотрел вышеописанные льготы, чтобы сделать такое дело намного более конкурентоспособным и привлекательным для множества людей.
Преимущества СМП и СОНО при участии в закупках по 44-ФЗ
Участие субъектов малого предпринимательства и СОНО регламентируется одними и теми же правилами. В целях поддержки малого бизнеса Федеральным законом № 44-ФЗ для таких участников предусмотрены специальные льготы. Согласно ст. 30 Федерального закона 44-ФЗ, заказчики должны в обязательном порядке заключать контракты с СМП и СОНО.
Заключить контракт можно следующими способами:
- Через проведение открытых конкурентных способов закупки, в которых участниками закупок являются только СМП/СОНО. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
- Через установление в извещении о закупке требования о привлечении победителем закупки к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей), являющихся СМП/СОНО.
- Установить привлечение СМП (СОНО) в качестве субподрядчика как одно из требований к победителю тендера.
Критерии малого предприятия 2021
К малому бизнесу относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, потребительские кооперативы, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и фермерские хозяйства. В зависимости от числа работников, малый бизнес делят на: микропредприятия, малые и средние предприятия.
Малый бизнес имеет ряд преимуществ:
- его можно зарегистрировать самостоятельно, удалённо и в упрощённой форме;
- начинать дело по готовой схеме крупной сети или развивать крупную сеть самостоятельно с помощью франчайзи;
- стратегия развития малого и среднего бизнеса в РФ предусматривает программы поддержки, разработанные до 2030 года;
- возможность использования упрощённого документооборота;
- возможность использовать электронный документооборот;
- освобождение от некоторых видов плановых проверок до конца 2021 года.
Компании и ИП, подходящие под критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, включаются в Единый реестр МСП. За его формирование и публикацию отвечает налоговая служба. Ежегодно она обновляет данные этого реестра с учетом актуальных сведений, в том числе тех, которые налогоплательщики подают в составе отчетности.
Данные реестра доступны для любого пользователя на сайте ФНС. В форме поиска достаточно ввести один из параметров – ИНН, ОГРН / ОГРНИП или название компании (ФИО предпринимателя). Минимальный набор данных о субъекте, показанных после обработки запроса, таков:
- наименование фирмы / имя ИП;
- ИНН, ОГРН или ОГРНИП;
- основной вид деятельности;
- к какой категории МСП он относится;
- дата внесения информации в соответствующий реестр;
- указание на то, является ли субъект вновь зарегистрированным, а также социальным предприятием.
Иностранные организации в Реестре МСП
Возвращаясь к изменениям в порядке включения в реестр МСП: изменения также коснулись и поставщиков сведений, к которым, в том числе, относятся аудиторские организации. С ноября 2020 года подача сведений будет производиться с 1 по 5 число каждого месяца, что значительно ускорит получение статуса МСП организациями, учредителями которых являются иностранные компании.
Напомним, что начиная с 2019 года для российских организаций, соответствующих критериям малых и средний предприятий, учредителями которых являются иностранные юридические лица предусмотрена возможность включения в Реестр МСП.
Для включения в Реестр МСП иностранная материнская компания должна соответствовать требованиям, установленным абз. 2 пп. «а» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ:
- среднесписочная численность работников не превышает 250 человек;
- сумма годового дохода не превышает 2 млрд. рублей.
При этом компания-учредитель не должна быть зарегистрирована на территории, включенной в перечень оффшорных зон.
В соответствии с п. 6.2 ч. 4.1 Закона № 209-ФЗ передача сведений о российских компаниях, учрежденных иностранными юридическими лицами, производится аудиторскими компаниями (внесенными в реестр аудиторов и аудиторских организаций в соответствии с Законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ»).
Группа «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» соответствует всем необходимым требованиям и предоставляет услуги по подтверждению соответствия иностранных компаний установленным критериям. Если Ваша компания имеет долю иностранного капитала свыше 49%, эксперты окажут поддержку в подтверждении соответствия критериям, обеспечат сопровождение процедуры включения в Реестр МСП и проведут:
- анализ отчетности иностранной компании-учредителя;
- анализ соответствия данных о доходах и численности работников иностранной компании критериям, согласно Федеральному закону № 209-ФЗ;
- передачу сведений для включения в Реестр МСП в ФНС России и сопровождение всех контрольных мероприятий.
С учетом вступивших в силу поправок, получение статуса малого (среднего) предприятия возможно уже с декабря текущего года.
Как организации попасть в реестр субъектов МСП
Сведения о юрлицах и ИП вносятся в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно. 10 — го августа текущего календарного года. На основе сведений, имеющихся у налоговиков по состоянию на 1 июля текущего календарного года. Требование в отношении суммарной доли участия юриц, не являющихся субъектами МСП. В уставном капитале ООО в целях внесения сведений о таких обществах в Реестр учитывается при внесении сведений в Реестр. Начиная с 2017 года.
Если до момента актуализации сведений Реестра 10 августа 2017 года участник ООО не являлся субъектом МСП. Сведения о нем до указанного момента не могли быть включены в Реестр. Условия по суммарной доле участия, не считаются соблюденными.
Таким образом, если ООО по состоянию на 1 июля 2017 года не соответствовало условию по суммарной доле участия юрлиц, не являющихся субъектами МСП. То сведения о нем в Реестре не содержатся.
Что такое предприятия малого бизнеса?
Малый бизнес в нашей стране является активным участником рынка товаров и услуг, а как следствие, субъектом, пополняющим государственный бюджет, в том числе через систему налоговых платежей.
Малый бизнес является неотъемлемым элементом экономики любого государства. В тоже время, как отмечает автор, малый бизнес представляет собой довольно сложный механизм, выражающийся как в особенностях его формирования, так и деятельности.
Малый бизнес является важным элементом, обеспечивающим экономическую безопасность всех регионов нашей страны. Именно малый бизнес подвержен минимальному влиянию изменений экономической и политической ситуации на международном уровне, а значит, в отличие от крупных компаний, может быть стабильным источником пополнения региональных бюджетов налоговыми поступлениями.
Субъекты малого предпринимательства образуют крупнейшую сеть, работающих в основном на местных рынках предприятий. Роль субъектов малого бизнеса выражается в возможности наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров и услуг в условиях нестабильности российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов.
В настоящее время, основным законодательным актом в РФ, регулирующим деятельность субъектов малого предпринимательства, является Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Именно в этом нормативно-правовом акте установлены критерии, относящие того или иного субъекта к малому и среднему бизнесу (предпринимательству).
Особенности проведения «спецзакупок» среди СМП и СОНО
№ п/п | Условие | Правило | Норма Закона 44-ФЗ |
1 | Предмет контракта | Перечень не установлен, можно осуществлять закупки любых товаров, работ, услуг | Ст.30 |
2 | НМЦК | Не более 20 млн. руб. | П.1 ч.1 ст.30 |
3 | Способ закупки | Конкурентные закупки – все способы.Закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) – только по п. 25 ч.1 ст.93 (несостоявшиеся «спецзакупки»). | Ч.4 ст.30 |
4 | Где указываются ограничения | В извещении об осуществлении закупки | Ч.3 ст.30 Ст.42 |
5 | Как в закупке подтверждается принадлежность к СМП / СОНО | Декларация участника закупки, которая представляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.Требовать от участника каких-либо дополнительных документов, подтверждающих его принадлежность к СМП или СОНО, заказчик не вправе. | П.7 ч.6 ст.54.4 П.7 ч.5 ст.66 П.4 ч.9 ст.82.3 П.8 ч.9 ст.83.1 |
6 | Срок оплаты | Сокращенный срок оплаты – не более 15 рабочих дней с даты подписания документа о приемке | Ч.8 ст.30 |
7 | Обеспечение исполнения контракта | — Устанавливается от цены, по которой заключается контракт, но не может составлять менее чем размер аванса.
— Если расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от цены контракта, уменьшенной на размер такого аванса. — Не требуется предоставлять, если СМП / СОНО подтвердили добросовестность:– исполнение в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в закупке 3 контрактов по Закону 44-ФЗ– без учета правопреемства– контракты из реестра контрактов в ЕИС без неустоек – контракты исполнены– сумма цен таких контрактов ≥ НМЦК в извещении — Срок возврата обеспечения – не более 15 дней с даты исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом |
Ч.6 ст.96 П.3 ч.6 ст.96 Ч.6 ст.96 Ч.27 ст.34 |
8 | Обеспечение гарантийных обязательств | С 01.04.2020 г. – не требуется предоставлять, если СМП / СОНО подтвердили добросовестность | Ч.6 ст.96 |
9 | Антидемпинговые меры | Не применяются, если СМП / СОНО подтвердил добросовестность (см. пункт 7) | Ч.6 ст.96 |
10 | Неустойка (штрафы, пеня) | — Уменьшенный размер штрафов за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом:– 1 % цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. руб. и не менее 1 тыс. руб.Общая сумма начисленных штрафов не может превышать цену контракта.
— Размер пени устанавливается в стандартном порядке – 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) |
П.4, 11 Правил, утв. ПП 1042. Ч.7 ст.34 Закона 44-ФЗ |
Административная ответственность
Ситуация | Кто виноват | Штраф, руб. | Статья КОАП РФ |
Отчет не разместили (в т.ч. «нулевой») | Должностное лицо | 50 000 | ч.3 ст. 7.30 |
Отчет разместили позднее | Должностное лицо | 15 000 | ч.1.4 ст.7.30 |
Отчет разместили с ошибками и до 1 апреля их не исправили | Должностное лицо | 15 000 | ч.1.4 ст.7.30 |
Осуществление закупок у СМП/СОНО в ненадлежащем размере | Должностное лицо | 50 000 | ч.11 ст.7.30 |
Формулировки в законе
Закон N209-ФЗ
Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства
1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов акционерных инвестиционных фондов, состав имущества закрытых паевых инвестиционных фондов, состав общего имущества инвестиционных товариществ), а суммарная доля участия иностранных юридических лиц, суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должны превышать сорок девять процентов каждая. Указанное ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц, суммарной доли участия, принадлежащей одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется на хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования, на юридические лица, получившие статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково», на юридические лица, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев: (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 156-ФЗ)
а) юридические лица являются открытыми акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные открытые акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);
б) юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; (п. 1 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 238-ФЗ)
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Утратил силу. — Федеральный закон от 29.06.2015 N 156-ФЗ.
3. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2 и 3 части 1 настоящей статьи.
4. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, в течение трех календарных лет, следующих один за другим. (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 156-ФЗ)
5. Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи.
6. Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.
7. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
8. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Государственное финансирование для СМП
Существуют государственные программы по поддержке бизнеса, и вы можете получить:
- государственные и муниципальные субсидии, как на открытие, так и на развитие вашего бизнеса. Это безвозмездная и безвозвратная финансовая поддержка. Она может быть связана с возмещением части затрат на покупку оборудования, компенсацией процентов по кредитам и лизингам и пр. Виды и размер субсидий напрямую связан с субъектом РФ;
Основные условия, чтобы их получить и затем законно израсходовать следующие:
- у вас должен быть составлен бизнес-план и в дальнейшем расходовать полученные деньги вы сможете на сырье, материалы, аренду помещения и другие статьи расходов, указанные в бизнес-плане;
- со дня регистрации вашего юридического лица прошло не более 2-х лет;
- у вас не должно работать более 250 человек и выручка не превышает 1 млрд. рублей;
- у вас не должно быть задолженности по налоговым платежам.
Ведь если вы используете субсидии не на развитие своего бизнеса, а на прочие нужны, вы будете обязаны вернуть все взятые средства.
Учет на микропредприятиях
Большинство микропредприятий имеет право вести бухгалтерский учет по упрощенному варианту (информация №ПЗ-3/2016 Минфина от 29-06-16). Применение упрощенной системы БУ зависит, прежде всего, от того, какой метод учета применяет предприятие – «микро»: кассовый или метод начисления.
При кассовом методе обязательно применять двойную запись. Если на предприятии совершается менее 30 операций за месяц, то их можно отражать в книге учета фактов хозяйственной деятельности, ведомости по зарплате и на счетах двойной записью. Если операций более 30, следует применять специальные ведомости в сочетании с методом двойной записи и планом счетов БУ (см. информацию Минфина ПЗ 3/2012 п. 4.1). Формы документов и учетных регистров применяются согласно приказу Минфина от 21-12-98 №64-н.
Метод начисления позволяет отказаться от использования в учете корреспонденции счетов и двойной записи как таковой. Микропредприятия в этом случае используют для учета самостоятельно разработанные учетные регистры, на основе которых и заполняют бухгалтерскую отчетность. Если при использовании метода начисления применяется метод двойной записи, необходимости в разработке собственной документации нет: заполняются унифицированные формы и, как обычно, хозяйственные операции отражаются двойной записью.