Специальная оценка условий труда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Специальная оценка условий труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


СОУТ или специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий, направленных на исследование условий труда на каждом рабочем месте компании, анализ факторов риска, разработка рекомендаций для снижения опасного воздействия и дальнейшее определение работодателями компенсаций специалистам за вредность.

Что представляет собой спецоценка условий труда?

Госструктуры требуют своевременного проведения спецоценки для реализации ряда задач.

  • Защита здоровья и жизни трудящихся, стимулирование работодателей к созданию максимально благоприятных условий труда.
  • Внедрение и контроль мер по снижению опасного воздействия на организм в процессе вредного производства.
  • Компенсация работодателю затрат на СОУТ при систематическом проведении спецпроверок.
  • Внедрение дополнительных тарифов в фонд социального страхования, обязывая работодателей обеспечить базу для льготных пенсий и потери трудоспособности из-за неблагоприятных условий на предприятии.
  • Обеспечение за счет работодателя социального пакета и гарантий в виде надбавки к зарплате, льготного питания, сокращения продолжительности рабочей смены или недели, дополнительный отпуск.
  • Обеспечение штатных сотрудников опасных производств современными и эффективными средствами индивидуальной защиты.
  • Объективная оценка фактических условий труда, составление полной картины деятельности предприятия.

Назначение СОУТ в организации

Решая задачу обеспечения права граждан трудиться в нормальных условиях и гарантированно получать компенсацию за наносимый при выполнении рабочих обязанностей вред здоровью, государство использует комплекс процедур, известных ныне как спецоценка условий труда (прежнее название — аттестация рабочих мест).

Данная процедура регламентируется законом №426-ФЗ, ее цель состоит в выявлении вредных и опасных факторов на рабочих местах, а по ее результатам осуществляется классификация рабочих мест (классы (подклассы) условий труда согласно ст. 3, п. 2).

Процедура для всех работодателей является обязательной к проведению. Проводится в четыре этапа, последовательность которых не может быть изменена (каждый этап стартует только после окончания предыдущего).

За непроведение СОУТ или нарушение предписанной процедуры установлена административная ответственность — штраф в соответствии с КоАП РФ (ст. 5.27.1, ч. 2) в размере:

  • для организаций — 6080 тыс. руб.;
  • для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц — 5-10 тыс. руб.

Работодатель инициирует создание специальной комиссии для проведения СОУТ (закон оговаривает, что в нее должно входить обязательно нечетное количество людей). В состав комиссии по проведению СОУТ должен входить в качестве представителя от работодателя специалист по ОТ или другой сотрудник, прошедший обучение по ОТ и технике безопасности, представитель профсоюза. Если работодатель относится к малому бизнесу, то он лично входит в состав комиссии. С 1 января 2020 года вступило в силу дополнение к 9 статье ФЗ: если работодатель не может сформировать комиссию, то ее функции выполняет он сам или иной уполномоченный им сотрудник. Комиссия по проведению СОУТ утверждает график осуществления спецоценки, формирует перечень рабочих мест, для которых требуется оценка условий труда.

Если эксперт находит совпадения между выявленными факторами и классификатором, он принимает решение о проведении исследований и измерений этих факторов. Этим занимается лаборатория организации. При проведении испытаний экспертная организация обязана использовать методики (методы) измерений, прошедшие проверку и аттестованные — для соблюдения единства измерений.

Все исследования выполняются во время обычной деятельности сотрудника, при штатном использовании оборудования и материалов. Если выполнение измерений может поставить под угрозу жизнь и здоровье работника, то в этом случае испытания проводиться не будут, а рабочему месту автоматически присваивается опасный класс условий труда. Измерения нужно проводить для всех рабочих мест, на которых были выявлены вредные и/или опасные факторы. Но если они аналогичны, то проведения замеров нужны только для 20% таких рабочих мест (минимум 2), а результаты будут действительны для всей группы.

Читайте также:  Тема 5.2 Процедуры банкротства

Статья 13 ФЗ определяет, для каких факторов требуются проведения измерений: физические, химические, биологические факторы. Также при проведении исследования учитываются тяжесть и напряженность трудового процесса. Подробные инструкции по расчету для различных факторов можно найти в Методике проведения СОУТ (4 глава).

Законодательство, регулирующее специальную оценку условий труда

Кроме статьи 212 ТК РФ, в которой указана обязанность работодателей проводить спецоценку, действует федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сама методика проведения оценки утверждена приказом Минтруда от 24 января 2014 года № 33н.

Предусмотрено и множество дополнительных нормативно-правовых актов:

  • межотраслевые и отраслевые правила по охране труда;
  • государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
  • стандарты безопасности труда;
  • типовые инструкции по охране труда по отдельным видам деятельности (например, электриков, газоэлектросварщиков, фрезеровщиков и др.)

Ответственность за не проведение или нарушение условий спецоценки может быть административной по ст. 5.27.1 КоАП РФ (штраф для ИП от 5 до 10 тыс. рублей, для организаций от 60 до 80 тыс. рублей) и уголовной по ст. 143 УК РФ (если это повлекло за собой нанесение тяжкого вреда здоровью или смерть работника).

Когда проводить специальную оценку условий труда

Результаты спецоценки, как и ранее проводившейся аттестации рабочих мест, действительны пять лет. Если работодатель уже проводил аттестацию рабочих мест до конца 2013 года, то пока не закончен срок ее действия, можно не проводить спецоценку этих мест. При этом по новым рабочим местам, дополнительно к аттестованным, это нужно будет сделать в течение полугода.

Если работодатель не проводил аттестацию рабочих мест, то спецоценку можно провести поэтапно, главное, завершить ее не позднее 31 декабря 2018 года (ст. 27 (6) закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Правда, так долго тянуть с ее проведением можно только для тех рабочих мест, которые не являются «вредными» (не включены в списки № 1 и № 2 с досрочным назначением пенсии и не предполагают гарантии и компенсации за работу с вредными и опасными условиями).

Результаты специальной оценки условий труда

Документы специальной оценки условий труда оформляются в форме отчета. Их перечень включает в себя:

  • данные о компании, которая проводит Спецоценку условий труда (Сведения об организации);
  • рабочие места, которые подвергались оценке (Перечень рабочих мест);
  • протоколы инструментально проводимых измерений (Протоколы измерений);
  • оценка средств индивидуальной защиты (Протоколы оценки эффективности СИЗ);
  • сводная ведомость, в которую заносится вся информация о проведенных исследованиях;
  • карты Специальной оценки труда;
  • рекомендуемые мероприятия по устранению опасных и вредных факторов (План мероприятий).

Основные положения закона о специальной оценке условий труда

Как мы уже сказали, организация СОУТ — это обязанность каждого работодателя, который имеет наемных сотрудников.

По сути, спецоценка представляет собой мероприятие, направленное на выявление опасных или вредных факторов, способных оказать негативное влияние на здоровье сотрудников. Она призвана определить степень воздействия выявленных факторов на работников, а также выяснить, насколько существующие показатели отличаются от установленных норм. Также в ходе мероприятия выполняется анализ эффективности средств, которые применяются для защиты персонала.

Проведение спецоценки регламентирует Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» ( далее — Закон №426-ФЗ ). После принятия данного закона положение о СОУТ было включено в Трудовой кодекс РФ (в статью 212). Методика проведения и форма отчета о проведении СОУТ вместе с классификатором вредных и/или опасных производственных факторов утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 года №33н ( далее — Приказ №33н ).

Порядок контроля над СОУТ до недавнего времени регулировался приказом Минтруда РФ от 21 апреля 2017 года №377н, ему на смену пришел приказ Роструда от 23 августа 2019 года №231, утвердивший новый административный регламент. Этот документ больше предназначен для должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости, но в плане ознакомления может быть полезен для работодателя.

Читайте также:  Неуплата налогов ИП: ответственность

Однако основополагающим актом выступает именно Закон №426-ФЗ.

Обратите внимание
СОУТ проводится специализированными компаниями, к которым предъявляется ряд требований. Сотрудничество компании-работодателя и компании, оказывающей услуги по проведению СОУТ, происходит на основании договора, имеющего гражданско-правовой характер.

Шаг 2. Подготовка проекта контракта

С 09.03.2019 действует приказ Минтруда России от 24.12.2018 № 834н. В приложении № 1 к документу приведен типовой контракт на проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах, в нем 16 разделов и 8 приложений:

  • техническое задание на оказание услуг;
  • план проведения;
  • акт сдачи-приемки оказанных услуг;
  • акт сверки расчетов;
  • приказ;
  • сведения об организации-заказчике;
  • перечень рабочих мест, подлежащих оценке;
  • перечень оборудования, инструментов и приспособлений, применяемых на оцениваемых рабочих местах, используемые материалы и сырье.

Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов

Все идентифицированные ВОПФ подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям.

Исследования (испытания) и измерения фактических значений ВОПФ должны осуществляться испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей СОУТ.

Перечень ВОПФ, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, формируется комиссией исходя из:

  1. Государственных нормативных требований охраны труда
  2. Характеристик технологического процесса и производственного оборудования
  3. Характеристик применяемых материалов и сырья
  4. Результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений ВОПФ
  5. Предложений работников

Общий перечень вредных и (или) опасных факторах производственной среды и трудового процесса, подлежащих исследованию (испытанию) и измерению при проведении СОУТ, приведен в статье 13 Закона N 426-ФЗ.

При проведении исследований (испытаний) и измерений ВОПФ должны применяться:

  1. Методы исследований (испытаний) и методики (методы) измерений, утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством РФ об обеспечении единства измерений
  2. Средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений

Перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и производимых при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе на опасных производственных объектах, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 09.09.2011 N 1034н.

Результаты проведенных исследований (испытаний) и измерений ВОПФ должны быть оформлены протоколами в отношении каждого из ВОПФ.

Перечень сведений, которые необходимо указывать в протоколах, приведен в пункте 16 Методики.

Решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений ВОПФ:

  1. Может быть принято комиссией в случае, если проведение исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей СОУТ, а также иных лиц.
  2. При указанных обстоятельствах условия труда на рабочих местах должны быть отнесены к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений
  3. Должно быть оформлено протоколом комиссии, содержащим обоснование принятия решения и являющимся неотъемлемой частью отчета о проведении СОУТ
  4. В течение 10 рабочих дней со дня принятия решения работодатель должен направить в территориальный орган Роструда по месту своего нахождения копию протокола комиссии, содержащего решение

По результатам проведения исследований (испытаний) и измерений ВОПФ экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.

Методикой определены порядок и особенности отнесения условий труда к классу (подклассу) условий труда:

При воздействии химического фактора

При воздействии биологического фактора

При воздействии аэрозолей преимущественно фиброгенного действия

При воздействии виброакустических факторов

При воздействии параметров микроклимата

При воздействии световой среды

При воздействии неионизирующих излучений

При воздействии ионизирующего излучения

По тяжести трудового процесса

По напряженности трудового процесса

С учетом комплексного воздействия ВОПФ

Оформление результатов проведения СОУТ

Отчет о проведении СОУТ составляется организацией, проводящей СОУТ.

Сведения, которые должны быть включены в отчет:

Сведения об организации, проводящей СОУТ, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям

Перечень рабочих мест, на которых проводилась СОУТ, с указанием ВОПФ, которые идентифицированы на рабочих местах

Карты СОУТ, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей СОУТ, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах

Протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных ВОПФ

Протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты

Протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений ВОПФ (при наличии такого решения)

Сводная ведомость СОУТ

Перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась СОУТ

Заключения эксперта организации, проводящей СОУТ

Читайте также:  Как правильно купить жилье без посредников на вторичном рынке

Периодичность проведения специальной оценки условий труда

Плановая оценка осуществляется раз в 5 лет, за исключением внеплановых случаев, вызванных:

  • Созданием и вводом в эксплуатацию новых рабочих мест.
  • Изменением технологического процесса или обновления парка оборудования с возникновением новых факторов негативного влияния.
  • Применение новых материалов и сырья, применение которых изменяет установленный ранее уровень воздействия на работников.
  • Изменение используемых работниками при исполнении обязанностей средств коллективной или индивидуальной защиты.
  • Выявление случая профессионального заболевания или происшествие несчастного случая на производстве.
  • Получения предписания от инспекции по труду.
  • Инициатива профсоюзного органа или представителя коллектива.

Рубрика «Вопросы и ответы»

Вопрос №1. Какое должностное лицо может обеспечивать охрану труда предприятия при отсутствии отдельно выделенной штатной единицы?

В отсутствие специалиста по охране труда функции возлагаются на стороннее лицо, принятого по договору ГПХ, или руководителя (ИП).

Вопрос №2. Является ли юридически правомочной оценка, проведенная аттестованной компанией, данные о которой не указаны в реестре официального сайта Минтруда?

Данные о специализированных компаниях публикуются на сайте Минтруда с 2015 года. Информация об организациях постоянно пополняется. К основным условиям относятся аккредитация, наличие соответствующего вида деятельности и штата экспертов.

Вопрос №3. Проводится ли СОУТ в отношении рабочих мест, закрепленных за работником, находящимся в декретном отпуске?

Оценке подлежат условия труда вне зависимости от наличия во время проверки работника в связи с болезнью или отпуском.

Вопрос №4. Как определяются создание нового рабочего места?

Под организацией рабочего места понимают начало производственного процесса на новом месте или создание условий при переезде в другое помещение.

Оценка мест работы с опасными условиями труда

На трудовых местах, которые считаются потенциально опасными, проводится процедура идентификации. Эксперт нанятой для осуществления СОУТ компании идентифицирует потенциально опасные факторы на местах работы сотрудников организации-заказчика. Полученные результаты идентификации утверждаются созданной для СОУТ комиссией.

При осуществлении такой идентификации учитываются:

  • результаты проводимых ранее измерений опасных факторов на производстве;
  • сырье, оборудование, материалы, которые являются источниками опасных факторов для здоровья сотрудников;
  • случаи травматизма, выявления профзаболеваний сотрудников на местах работы, которые идентифицируются;
  • пожелания сотрудников.

Если на местах работы сотрудников были выявлены потенциально опасные факторы, то указанной выше комиссией принимается соответствующее решение об их исследовании (ч. 5 ст. 10 закона 426-ФЗ).

При этом идентификация не осуществляется, если сотрудники, трудящиеся на указанных местах работы, имеют право:

  • на досрочное назначение пенсии по старости;
  • компенсации/гарантии по «вредности».

Также не проходят идентификацию на «вредность» места работы, на которых уже по результатам выполненной ранее аттестации или спецоценки были выявлены опасные условия труда. Перечень мест работы, которые не должны исследоваться на вредные производственные факторы, утверждается экспертом осуществляющей оценку компании.

Распространенные ошибки

Основной и часто встречающейся ошибкой в вопросе о СОУТ является нарушение сроков проведения или же непроведение. При этом нарушаются права трудящихся относительно условий труда и назначения зарплаты и компенсаций.

Важно! Далее среди ошибок указывается проведение аттестации неаккредитованной конторой. Поиск лицензированного учреждения – задача работодателя. В противном случае отчет будет признан недействительным.

Следующей типичной ошибкой является неосведомленность работников об итогах проверки. ФЗ №426 обязывает работодателя ознакомить всех трудящихся с результатами не позднее 30 календарных дней. Не все работники соглашаются с результатами. Это касается тех случаев, когда их права ущемляются или не учитываются отдельные моменты. Несогласный может подать исковое заявление в суд для пересмотра итогов аттестации. Итоги последней проверки позволят новым трудоустроенным изучить достоверную информацию.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *