Как быстро и надолго запоминать информацию: техники и приемы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как быстро и надолго запоминать информацию: техники и приемы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Вы можете делать все правильно, но ничего не запоминать. Информация будет просто испаряться, только что заученные данные начнут путаться в голове, переплетаться и замещаться. Причина тому – усталость и неготовность вашего мозга. Как запомнить большой объем информации перед экзаменом, к которому вы совершенно не готовы? Заучить короткие тезисы в конспектах, но ни в коем случае не просиживать ночь над горой учебников.

В наше время, когда есть возможность записать, найти и извлечь информацию из любого ее носителя, по-прежнему ценится хорошая память и вопрос: «как быстро запоминать информацию», остается актуальным.

Иногда запоминание кажется бессмысленным занятием, ведь можно зайти в интернет и «вспомнить» то, что нужно. Однако не всегда есть время на поиски информации, иногда нужно срочно запомнить или вспомнить.

Кроме того, память, которой не пользуются, постепенно утрачивает свои функции, а вместе с этим страдают и остальные психические познавательные процессы, падает коэффициент интеллекта.

Память нужно тренировать ! Делать это нетрудно – нужно чаще пользоваться ею, облегчая процессы запоминания, хранения и воспроизведения информации различными приемами и техниками.

Память – сложный психический познавательный процесс, функция и способность, включающая четыре этапа: запоминание, хранение, воспроизведение и забывание.

Благодаря наличию памяти, человек учится и развивается как личность, так как имеет возможность хранить накопленный жизненный опыт, знания, умения и навыки.

Чем старше человек, тем чаще у него возникает вопрос: «Как запомнить большой объем информации?». Хотя с проблемой запоминания сталкиваются практически все люди. В норме, если от рождения до двадцати пяти лет память только улучшается, в зрелом возрасте она остается относительно постоянной, а в старости ухудшается.

Разработано множество техник, призванных облегчить процесс запоминания. Те из них, которые улучшают память за счет образования ассоциативных связей, называют мнемотехниками.

Совокупность мнемотехник называют мнемоникой, в переводе с древнегреческого «искусство запоминания». Это самая популярная на сегодняшний день методика запоминания информации надолго.

Для тех, кого волнует вопрос: «как запомнить большой объем информации», важно понимать, что память бывает произвольная и непроизвольная.

Непроизвольное запоминание происходит помимо воли человека, когда информация усваивается сама по себе. Так бывает, когда человек впечатлен и чрезвычайно заинтересован. То, что интересно запоминать легче, нужная и значимая информация сама «укладывается» в сознании.

Произвольная память – это запоминание с участием воли, когда человеку нужно предпринять некоторые усилия для того, чтобы усвоить материал. Оно бывает механическим (заучивание наизусть) и логическим.

Зубрежка намного менее эффективна, нежели логическое запоминание, так как во втором случае происходит осмысление информации. Когда информация воспринимается критически, обрабатывается, анализируется, сравнивается, рассматривается с разных точек зрения, она не просто хорошо запоминается, а сохраняется в памяти надолго или навсегда.

Следовательно, первое, что должен взять на вооружение человек, желающий научиться быстро произвольно запоминать – включать в процесс логику и мышление.

У индивида обычно преобладает один из трех видов памяти в зависимости от преимущественного способа восприятия информации:

  • визуальная или зрительная, когда человек запоминает информацию, разглядывая объекты или читая текст;
  • аудиальная или слуховая, когда информация усваивается благодаря произнесению и прослушиванию;
  • кинестетическая или тактильная, когда легче запомнить то, что удались потрогать или применить по назначению.
  • Есть обонятельная и вкусовая память, но запах и вкус реже выступают ведущими анализаторами, отчего эти виды памяти менее развиты и чаще являются вспомогательными. В некоторых профессиях они играют главную роль, поэтому также могут очень хорошо развиться.

Память бывает нескольких видов:

  • Сенсорная — хранит ощущения, получаемые человеком с помощью органов чувств.
  • Кратковременная — процесс, занимающий короткое время, чаще всего около 30 секунд. Позволяет запомнить номер телефона или код от банка в СМС, чтобы ввести его при оплате. Потом эта информация покидает мозг.
  • Долгосрочная — один из самых важных и нуждающихся в тренировке видов памяти. Затрагивает как события (например, воспоминания о выпускном), так и информацию (автор данного текста уже 20 лет помнит слова всех песен Linkin Park с альбома «Hybrid Theory» — но непонятно зачем).

Причины ухудшения памяти

Считается, что проблемы с памятью чаще всего возникают с возрастом. Но в наше время (очень активное, богатое информацией и событиями) проблемы с памятью могут возникать и у молодых людей. Однако важно отметить следующее: если вы забываете свое имя, месяц, год и другую важную информацию, вам следует обратиться к врачу. Возможно, речь идет о заболевании, таком как депрессия, гипертония, злокачественное или доброкачественное образование в мозгу, нарушении процесса обмена веществ и так далее. Вам поможет помощь врача, а не советы из интернета по тренировке памяти.

Читайте также:  Что такое гарантия, дополнительная гарантия и страховка для техники

Молодые люди чаще всего страдают забывчивостью из-за образа жизни. Этот аспект можно взять под контроль без помощи врача. Что именно влияет на ухудшение памяти?

  • Перегрузка информацией

    С каждым годом человек начинает получать все больше информации. Каналы в Telegram, социальные сети, да и просто интернет — человек получает очень много информации, часть которой ему даже не нужна. Мозг не может обработать эту информацию, что приводит к ухудшению возможностей памяти и внимания.

  • Авитаминоз

    Мозгу необходимы витамины группы B: они защищают серые клеточки от старения и перегрузок.

  • Стрессы, переутомление

    Нервные состояния приводят к блокировке физических процессов, связанных с памятью. Если стресс затяжной, информация и вовсе может не сохраняться.

  • Хронический недостаток сна

    Не зря говорят, что сон — залог здоровья. Во время сна формируются новые нейронные связи. Если человек спит мало (меньше 8 часов в сутки), то мозг не успевает восстанавливаться и сортировать полученную за день информацию.

  • Вредная пища

    В еде с пищевыми добавками содержатся вредные вещества (например, E121, E123, E216 и другие — они наносят вред органам, вызывают аллергию), которые плохо выводятся из организма, что ведет к ухудшению памяти.

  • Переизбыток кофеина

    Постоянная стимуляция мозга кофейными и энергетическими напитками может привести к снижению памяти.

  • Длительный прием антидепрессантов и нейролептиков

    Бесконтрольное употребление препаратов может привести к ухудшению памяти.

  • Злоупотребление алкогольными напитками, курением.

Методики запоминания больших объемов информации: метод Цицерона

Предыдущие методы подходят для работы с небольшими текстами. Но что делать, если надо быстро освоить и запомнить целые конспекты, книги, труды?

Как вы уже могли догадаться, эта методика была названа в честь Марка Туллия Цицерона, блестящего оратора, великого государственного деятеля Рима, жившего в 106-43 гг. до н.э.

Славу этому человеку принесли не только его умнейшие мысли. В своих выступлениях он никогда не пользовался записями, воспроизводя по памяти огромное количество дат, фактов, цитат исторических событий и имен.

Это один из лучших методов запоминания информации благодаря простоте. Его также называют система комнаты или метод мест.

Суть заключается в том, чтобы мысленно расставить важные факты в определенном порядке в хорошо знакомой комнате. Тогда при необходимости нужно будет просто вспомнить ту самую комнату для выуживания нужной информации. Именно этой методикой руководствовался сам Цицерон, готовясь к выступлениям: мысленно он гулял по своему дому, максимально удобно для себя размещая в нем основные положения выступления.

До того как приступить к освоению метода, важно выбрать для себя собственную последовательность обхода комнат, чтобы не запутаться в своей же логике размещения информации.

Для первого знакомства с запоминанием информации этим способом постарайтесь реально пройтись по своему дому, мысленно расставляя информацию по местам. Тогда потом ходить по дому будет вовсе не обязательно, достаточно мысленно повторять пройденный маршрут.

А вот советы, которые помогут сделать «расстановку» информации правильно:

  • лучше всего начинать с собственной комнаты. Берите за отправную точку дверь, дальше следуйте правилу левой руки (исследуйте по порядку все, что находится по левую сторону) и медленно передвигайтесь дальше по часовой стрелке;
  • при последовательном размещении информации стоит учитывать неподвижные предметы, которые всегда стоят на одних и тех же местах (шторы, люстра, торшер, диван, картина, фоторамка, карниз, полки и т.д.);
  • следует использовать последовательное передвижение не только слева направо, но и сверху-вниз, так как часто предметы находятся один под другим (ковер под диваном, стол под люстрой и т.д.);
  • если нужно запомнить многоуровневые списки, используйте не только свой дом, но и дома своих родственников, друзей, лекционный зал и даже хорошо изученные маршруты от дома на учебу, в магазин и т.д.

Со временем, все больше осваивая этот метод, вы сможете использовать все более мелкие предметы из комнат и находить все более укромные места для хранения в памяти информации. Но в самом начале лучше ограничиться самыми заметными в комнате предметами.

Такой способ прекрасно зарекомендовал себя при работе с большими текстами, распорядком дня, запоминанием порядка телефонных звонков. Причем, если важная информация хоть как-то связана между собой, а не является просто бессмысленным набором данных, то можно многократно использовать одно и то же помещение по несколько раз.

Как ускорить запоминание?

Каждый из нас рано или поздно сталкивается с необходимостью быстро запомнить большой объем информации: лекцию, выступление, доклад и т.п. Особенно проблематично работать с неинтересными или научными тексами. Как быть? К каким приемам прибегнуть? Подойдем к вопросу разумно.

Самое первое правило: положительный настрой. Не нужно пугаться и говорить: «Мне никогда это не освоить». Напротив – подбодрите себя: «Сложная, но интересная задача, наверняка, мне по плечу! Я запомню весь объем прочно и надолго».

Следующий важный шаг – осмыслить выгоды, которые Вы получите, когда справитесь с задачей. Например, блестяще выступите на конференции или продемонстрируете коллегам свои способности оратора. Можно выписать вытекающие из этого плюсы: Вас запомнят в научной среде, на Вас обратит внимание шеф и т.д.

Читайте также:  Как делится ип при разводе супругов?

Название этого метода происходит от латинского слова locus — «место». Он также имеет ряд других названий: пространственная мнемоника, дворец памяти, чертоги разума, умственная прогулка.

Принято считать, что метод локусов зародился еще в Древнем Риме благодаря ораторам, которым всю информацию для многочасовых выступлений приходилось держать в памяти. Суть метода заключается в визуализации, в привязывании фактов, которые нужно запомнить, к хорошо известным локациям. К фактам может относиться что угодно: иностранные слова, список покупок, имена людей и др.

Как работает метод локусов? Представьте, что вы стоите в своем доме (дворце памяти). Мысленно пройдитесь по этому дому, запоминая его отличительные особенности — их можно использовать для хранения информации, которую вы хотите запомнить. Каждая остановка на вашем пути будет тем самым «локусом», к которому вы можете привязать идею или объект. Например, входная дверь может быть одним локусом, тумбочка в коридоре — вторым локусом, лампа в гостиной — третьим. Если вам нужно запомнить какое-то слово, создайте ассоциацию между этим словом и одним из объектов в доме. Зафиксируйте это в голове. Когда вы будете думать о своем дворце памяти, вы вспомните не только маршрут, но и объекты, привязанные к локациям.

Законы памяти и техники эффективного запоминания

Автор: Екатерина Bacильeвa, доктор педагогических наук, профессор Российской академии естественных наук / Источник: Elitarium. ru

Запоминать могут все, но для того, чтобы хорошо запоминать, нужно знать о некоторых законах памяти. Одно лишь знание этих законов, еще без освоения специальных приемов эффективного запоминания, значительно улучшит ваши результаты. Освоив эти принципы, вы сможете запоминать любую необходимую вам информацию самым эффективным именно для вас способом. Что же лежит в основе любого эффективного запоминания?

Запоминать могут все, но для того, чтобы хорошо запоминать, нужно знать о некоторых законах памяти. Уже одно знание законов, еще без освоения специальных приемов эффективного запоминания, значительно улучшит ваши результаты. И что немаловажно — вы сможете избежать многих ошибок в отношениях со своей памятью, которые ведут к перенапряжению и утомлению и плохим результатам.

Запоминаем прочитанную информацию

Некоторые люди имеют не очень хорошую память, и всегда задаются вопросом, как быстро учить тексты наизусть. Для этого не нужно делать ничего сложного, просто следуйте рекомендациям, которые помогут сократить время изучения в разы.

Самый верный способ в легком запоминании чего-либо состоит из припоминания. Именно так называется функция памяти, которая помогает человеку вспомнить информацию, изученную в прошлом.

Чтение текста повторно, через несколько часов после первого раза, позволит сильнее укрепить его в памяти.

Разобравшись в информации, изложенной в произведении, человек может за довольно короткий срок запомнить полностью весь текст. Также запоминайте произведение по частям, это легче, чем выучить все сразу. Читайте вдумчиво, разбирайтесь в словах, понимайте то, о чем читаете. Проверенный факт: прочитанное перед сном запоминается лучше.

Принцип «шведского стола»

Можно поддаться соблазну рассортировать материал блоками по темам и заучивать эти блоки один за другим. Так, некоторые наставники и поступили – организовали слова по категориям и темам.

Однако одна из команд пришла к выводу, что повторение всех 80 слов по кругу также может быть эффективным методом. Как отмечает Бен Уотли, чемпионы турниров по запоминанию запоминают последовательность карт в колоде схожим способом. Они быстро просматривают всю колоду вместо того, чтобы делить ее на блоки и запоминать их каждый по отдельности.

Если такой способ кого-то смущает, опыты показывают, по меньшей мере, одно: учебные занятия необходимо разнообразить. Лучше уделять время изучению разнообразных предметов и освоению различных навыков, чем концентрироваться на одном единственном предмете. Представьте себе, что вы пробуете разные блюда со шведского стола, а не заказываете обед, выбрав что-то из меню.

Какие бы методы запоминания ни выбрал человек, есть универсальные условия, которые позволят повысить эффективность процесса. Например:

  • Запоминать нужно осмысленно
    . Дело усложняется, если речь идет об информации, которая нам не интересна или не важна. В таком случае нужно определиться, зачем именно нам необходимо ее выучить, какие преимущества мы получим в будущем, и все-таки сосредоточиться на сути материала.
  • Многих интересует и вопрос о том, в какое время лучше всего учить материал. Здесь все индивидуально, нужно учитывать свой биоритмы и график дня.
    Кому-то больше всего подходит бодрое утро, кому-то – время перед обедом, а кто-то максимально продуктивен вечером или даже ночью.
  • Важно создать подходящие условия.
    Они тоже индивидуальны: кто-то требует абсолютной тишины, кому-то понравится спокойная музыка. Что точно не способствует запоминанию – бесконечные вибрации телефона от приходящих сообщений и звонки не по делу. Поэтому если есть возможность, отвлекающие факторы можно на время отключить.
  • Чтобы хорошо запомнить текст, человеку важно быть достаточно отдохнувшим
    , не испытывать острого чувства голода и жажды.
  • Хорошее самочувствие – тоже важное условие для запоминания.

Смотрите на общую картину

Еще один способ помочь нашему мозгу лучше понимать и запоминать информацию — смотреть на общую картину. Простой пример — собирание пазла. Если бы нас попросили собрать пазл из тысячи элементов, не глядя на картинку, это было бы невероятно сложно, потому что отдельные элементы ни о чем не говорят. Однако, как только вы увидите общую картину, у вас появится контекст для каждого элемента, что упростит задачу.

Очень сложно усваивать не связанные друг с другом части информации. Усвоение идет быстрее и эффективнее, когда нам понятна общая картина.

Довольно интересное исследование подтвердило эту концепцию. Двум группам студентов предложили прочитать детективный роман. Участники первой группы получали его по одной странице, переходя к следующей только после прочтения предыдущей. Участников другой группы попросили сначала прочитать заключение, чтобы они знали, кто и почему совершил убийство. А потом им дали книгу полностью.

Сравнивая результаты двух групп, исследователи обнаружили, что группа, читавшая роман постранично, потратила на него на 30% больше времени, а результаты теста на понимание текста здесь оказались ниже. Группа, которая сначала получила «общую картину», показала уровень понимания текста на 38% выше и лучше отделяла важные факты от неважных. Кроме того, формирование общей картины позволяет запомнить информацию на более долгий срок.

Информация никогда не бывает сама по себе, она всегда часть чего-то большего. Как только вы увидите это большее, вам будет легче изучить отдельные элементы.

Основные методы и приемы мнемотехники

Мысли человеческого мозга в конкретных образах. Если устройство создает в воображении цепи изображения, эта связь постоянно сохраняется в памяти. Человек, напомнив одну картину, будет в состоянии представить себе следующую, пока вся «цепочка» не будет воспроизведена.

Для того, чтобы лучше запомнить всю последовательность изображений, вы должны представить их, повторите информацию каждый час, а затем через каждые три часа.

Название техники Описание Примеры Когда это лучше всего использовать
Цепь . Тема представлена ​​в воображении в любой форме. Затем несколько изображений «объединяются» вместе. Вы должны помнить слова: яблоки, молоко, хлеб Для того, чтобы помнить, что купить в магазине.
Матрёшка Изображения Объекта должны быть подключены к двум. И первое изображение велико, а также включает в себя второй. Затем сконцентрируйтесь на втором изображении и соединить его с третьим и т.д. Запоминание слов, как и в предыдущем случае. Вспомнив список покупок.
символизация Каждое слово представлено как символ того, что человек может понять. Снегопад может быть представлен в виде нескольких схематических изображений снежинки, весной, как Sopel, из которого капли воды. Подходит для запоминания иностранных слов.
комната Поместите запоминаемые элементы или информацию, мысленно в хорошо известной комнате. Представьте себе, что вы стоите на пороге мира и осмотреться по часовой стрелке. Здесь, на правой стороне есть предмет мебели, который символизирует одно заявление. Существует что-то еще рядом с ним — это еще один тезис. И мысленно двигаясь после знакомой комнаты, вы можете вспомнить все тезисы. При предоставлении устных или общественных процедур.
По алфавиту кодирования Кодирование превращает все числа в наборе букв. Человек должен в одиночку задание найти 2 или 3 согласные для каждого числа от 0 до 9. Это требует использования ассоциаций. Затем замените все числовые значения с выбранными значениями алфавита, чтобы сохранить дату. Набор согласные в результате, таким образом, может быть использован, чтобы раскладывать слова, которые в нужное время будет напоминать вам строку цифр. 1812 год может быть сохранен как PD WS PD GT. Термин, который будет характеризоваться этой датой, это будет звучать: PD Vemi Padut Gubitel. Подходит для запоминания важных исторических дат.

Советы для эффективного запоминания

Первое, что нужно сделать, это найти лучший механизм восприятия информации. Если человек лучше всего запоминает из аудиоисточников, ему следует слушать текст 5-6 раз в день. Зрительные ученики хорошо запоминают информацию, читая сам материал. Кинестетики познают объект через тактильные ощущения.

У человека должно быть желание научиться запоминать информацию. Во время тренировок важно сохранять позитивный настрой. Обучение будет эффективным, если будет основано на умении запоминать детали. Полученную информацию следует регулярно повторять.

Хорошо работают мнемотические техники, направленные на создание ассоциаций. Во-первых, вы можете делать письменные заметки и визуальные подсказки. Информацию, полученную в течение дня, следует повторить перед сном.

Мнемотехника для начинающих — это комплекс упражнений, направленных на укрепление памяти. Упражнения можно делать дома с помощью онлайн-тренажеров. Упражнения для детей до 12 лет следует выполнять в развлекательной форме.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *