Должностная инструкция ответственного за БДД
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Должностная инструкция ответственного за БДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы принять решение о том, кто отвечает за БДД в организации и стоит ли для этого привлекать персонал со стороны или можно обойтись своими силами, необходимо исходить из количества работников, обслуживающих автопарк. Если их больше 50, лучше создать отдельную ставку. Когда водителей 50 и менее, обязанности ответственного за безопасность дорожного движения можно возложить дополнительно на кого-то из сотрудников, а если желающих не найдется, привлечь специалиста по совместительству.
Организация работы по обеспечению безопасности перевозок – обязанность субъекта транспортной деятельности
Субъект транспортной деятельности (юр. лицо или ИП) должен осуществлять выполнение и контроль соблюдения требований, а также мероприятий по подготовке работников, которые осуществляют перевозки автомобильным транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, перечень которых указан в приложении N 2 к данному приказу.
Обеспечение профессиональной компетентности работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств (за исключением водителей), достигается:
- проведением профессионального отбора и профессиональной подготовки работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств (за исключением водителей);
- наличием у субъекта транспортной деятельности должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
Требования предъявляемые к специалисту по БДД (ответственному за БДД)
В соответствии с Приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» специалист ответственный за обеспечение БДД должен знать и уметь:
«16. К специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:
16.1. Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должен знать:
- нормативные акты в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и перевозки пассажиров и грузов;
- основы трудового законодательства;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, безопасности дорожного движения и противопожарной защиты;
- назначение и основные технико-эксплуатационные характеристики подвижного состава автомобильного транспорта, погрузочно-разгрузочных механизмов и средств для контейнерных и пакетных перевозок;
- правила технической эксплуатации транспортных средств;
- методы планирования, учета и анализа автомобильных перевозок;
- организацию процесса перевозок и труда водительского состава и других работников, занятых эксплуатацией автотранспорта;
- порядок разработки и утверждения планов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
16.2. Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должен уметь:
- разрабатывать и проводить мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и контролировать их выполнение;
- анализировать причины возникновения дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения, совершенных водителями юридического лица или индивидуального предпринимателя, в установленном порядке готовить отчеты о дорожно-транспортных происшествиях и принятых мерах по их предупреждению;
- осуществлять сверку данных о дорожно-транспортных происшествиях, в которых участвовал подвижной состав предприятия, с данными Государственной инспекции по безопасности дорожного движения МВД России;
- разрабатывать или участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов юридического лица или индивидуального предпринимателя по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов;
- организовывать и проводить агитационно-массовую работу по безопасности дорожного движения в коллективе;
- информировать водительский состав, инженерно-технических работников, органы управления юридического лица, индивидуального предпринимателя о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий;
- устанавливать причины и обстоятельства возникновения дорожно-транспортных происшествий, выявлять нарушения установленных требований по обеспечению безопасности дорожного движения;
- контролировать допуск водителей к управлению только теми категориями транспортных средств, право управления которыми предоставлено им в соответствии с водительскими удостоверениями;
- контролировать прохождение водителями обязательных медицинских осмотров;
- организовывать проведение инструктажа водителей об особенностях эксплуатации транспортных средств в различных дорожных и климатических условиях;
- контролировать соблюдение водителями режима труда и отдыха водителей;
- организовывать стажировку водителей и работу водителей-наставников;
- организовывать работу кабинета (класса) безопасности дорожного движения по плану, утвержденному юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
16.3. К специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований:
- наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» , и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
БДД – это совокупность мероприятий, направленных на снижение количества аварий, а также их тяжести и последствий. Чтобы регулировать права и обязанности всех участников дорожного движения, был разработан ряд законов и нормативно-правовых актов. Контролируют данную область сразу несколько спецподразделений: ГУОБДД МВД, Росавтотранс, Минтранс, Росстандарт.
Согласно документам, организации, которые эксплуатируют транспортные средства в коммерческих или личных целях, должны обеспечивать надежность дорожного движения. Делается это с помощью внутренних постановлений, актов, инструкций и др. Помимо этого, на предприятии нужно выделить специалиста, который будет следить за соблюдением, установленным правил. Назначить на такую должность можно сотрудника, имеющего нужную квалификацию и стаж работы.
Перед тем как приступить к своим должностным обязанностям, работник должен пройти аттестацию. Под данной процедурой подразумевают тестирование, которое направлено на проверку знаний инженеров, отвечающих за БДД.
На заметку! Специалист по эксплуатации транспортных средств нужен юридическим лицам и ИП, которые занимаются коммерческими перевозками грузов, пассажиров или багажа.
Если в штате предприятия работает всего несколько водителей, достаточно определить одного уполномоченного работника. При этом он может совмещать полученную должность с другими обязанностями. Если в распоряжении компании присутствует большой автопарк, лучше сформировать специальный отдел по БДД.
Инженер по использованию автомобилей не нужен в следующих ситуациях:
- на балансе организации нет машин (как в собственности, так и на правах лизинга/аренды);
- для перевозки товарно-материальных ценностей или пассажиров компания пользуется услугами стороннего экспедитора;
- зарегистрированные автомобили не эксплуатируется.
Требования к ответственному за БДД
Важно, чтобы ответственный за безопасность дорожного движения в организации соответствовал профессиональным и квалификационным требованиям (п. 15 приказа Министерства транспорта РФ от 30 апреля 2021 г. № 145). Среди основных обязанностей такого сотрудника – проведение вводных, предрейсовых, сезонных и специальных инструктажей по БДД в организации.
С профильным образованием | Без профильного образования |
Среднее профессиональное либо высшее образование, кандидат на должность обязательно в качестве подтверждения должен предоставить документы о полученном образовании и квалификации по специальности либо направлению подготовки, которые входят в соответствующую уровню образования общую группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта».
Пройденная аттестация на право занимать должность ответственного за безопасность дорожного движения (когда данная аттестация предусмотрена законодательством РФ). Обратите внимание! Если сотрудник имеет среднее профессиональное образование, он должен отработать в сфере БДД от 3 лет. |
Среднее профессиональное либо высшее образование, кандидат на должность должен предоставить подтверждающую документацию о том, что он получил квалификацию по данной специальности либо направлению подготовки, которые не входят в соответствующую уровню образования общую группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта».
Сотрудник должен пройти профессиональную переподготовку, после чего ему присвоят квалификацию специалиста, ответственного за обеспечение БДД (должна быть подтверждающая документация). Ответственный за безопасность дорожного движения должен пройти аттестацию на право находиться на данной должности, если такая аттестация предусмотрена законодательством РФ. |
Дополнительные обязанности специалиста по БДД
Сотрудник выявляет причины и предотвращает ДТП, которые связаны с транспортом компании. Для этого ему приходится обращать внимание на причины и обстоятельства, приведшие к ДТП. В будущем должны быть приняты меры по их устранению.
Если случилось происшествие, то специалист готовит отчеты о ДТП, проводит сверку с сотрудниками Дорожно-патрульной службы о происшествиях на дороге, нарушениях ПДД автомобилем компании.
Вот документация, которую ведет сотрудник, ответственный за БДД:
- Стажировочный лист.
- Учет ДТП (разделы 1 и 2).
- Журнал о прохождении инструктажей.
- План мероприятий по БДД на текущий год.
- Акт расследования по факту дорожно-транспортного происшествия.
Назначенное лицо обязано разрабатывать и проводить мероприятия для предотвращения аварий. При возникновении дорожно-транспортных происшествий с участием автомобилей организации именно ответственный за БДД анализирует ситуацию, планирует методы предотвращения схожих инцидентов в будущем, доносит информацию до водителей и других сотрудников. Выбранный для обеспечения безопасности сотрудник анализирует аварийность на маршрутах, используемых транспортом компании.
Именно ответственный за БДД проводит вводные, предрейсовые, сезонные и специальные инструктажи для водителей, контролирует режим труда и отдыха управляющих транспортом. В обязанности также входит проведение мероприятий по усилению безопасности на дороге, обучение оказания первой помощи пострадавшим в ДТП. Специалист по БДД назначает водителям стажировки и организует работу наставников. Данная должность на предприятии обязывает вести и проверять документацию, связанную с прохождением предрейсовых технических и медицинских осмотров.
План по обеспечению безопасности дорожного движения
Первоочередной задачей аттестованного лица в организации является разработка и внедрение комплекса мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Необходимые шаги оформляются в виде годового плана, в котором прописаны все действия руководителя, специалистов и смежных лиц.
В план могут быть включены следующие направления:
- работа с персоналом: проведение периодических, предрейсовых и послерейсовых медосмотров с целью недопущения к управлению автомобилями лиц, имеющих ограничения медицинского характера; инструктажи, повышение квалификации, разбор ДТП с целью повышения профессионального мастерства водителей;
- работа с транспортом: планирование периодических технических обслуживаний, контроль технического состояния транспортных средств с целью недопущения выпуска неисправных автомобилей на линию;
- работа с документацией: мониторинг изменений законодательства, обновление ЛНА.
Ответственный специалист по БДД (безопасности дорожного движения) – должность, обязательная на любом предприятии или в организации, имеющих на балансе автомобили. Другое дело, что если автопарк незначительный, эту должность может занимать нештатный сотрудник или лицо, назначенное из числа работников, – по совместительству. В любом случае человек должен иметь специальную подготовку и пройти аттестацию в органах Управления госавтодорнадзора (УГАДН). Конкретно – в Федеральном бюджетном учреждении «Агентство автомобильного транспорта» (ФБУ «Росавтотранс»). То же касается и руководителя, который решил сэкономить и проигнорировал требование об обязательном наличии специалиста по БДД. В этом случае административная ответственность за функционирование автопарка ложится на него, включая дорожно-транспортные происшествия, совершенные водителями данного предприятия.
Инженер по безопасности дорожного движения имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.
3.2. Получать необходимую для выполнения функциональных обязанностей информацию о деятельности организации от всех подразделений напрямую или через непосредственного начальника.
3.3. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы организации.
3.4. Знакомиться с проектами приказов руководства, касающимися его деятельности.
3.5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
3.6. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.
3.7. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей.
3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.9. На другие права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.
Обязанности ответственного за бдд в школе 2021 с какого числа
- порядок заполнения и ведения путевой документации;
- последовательный алгоритм действий при ДТП;
- правила оказания доврачебной помощи пострадавшим.
Б) предрейсовый – проводится в случае отправления водителя по вновь созданному маршруту, перевозке тяжеловесных, опасных или крупногабаритных грузов. В его состав входят такие положения как:
- наличие опасных участков на маршруте;
- места для возможного отдыха на маршруте;
- количество и местоположение пунктов технической помощи на маршруте;
- правила безопасного прохождения трудных и опасных участков (затяжных спусков/подъёмов; ж/д переездов и др.);
- алгоритм действий при возникновении внештатной ситуации.
Чтобы принять решение о том, кто отвечает за БДД в организации и стоит ли для этого привлекать персонал со стороны или можно обойтись своими силами, необходимо исходить из количества работников, обслуживающих автопарк. Если их больше 50, лучше создать отдельную ставку. Когда водителей 50 и менее, обязанности ответственного за безопасность дорожного движения можно возложить дополнительно на кого-то из сотрудников, а если желающих не найдется, привлечь специалиста по совместительству.
На предприятиях с большим автопарком, специализирующихся на перевозках, зачастую создаются целые службы по обеспечению безопасности на дороге. При этом важно учитывать, что все назначенные сотрудники обязаны соответствовать квалификационным требованиям, обозначенным в Приказе № 287, а аттестовать нужно только начальствующее лицо.
Что входит в обязанности ответственного за БДД
Ответственный за БДД организует работу контролера технического состояния автомобилей, диспетчера (если такая должность предусмотрена), водителей.
Участвует в разработке локальных актов в сфере своей деятельности.
Составляет план мероприятий по предупреждению ДТП и осуществляет контроль за его выполнением.
Не допускает переработок водительским составом, контролирует соблюдение режима труда и отдыха.
Разрабатывает программы и положение о стажировках. Организовывает и контролирует проведение стажировок водителями-наставниками с водителями.
Проводит инструктажи об особенностях управления транспортом в различных погодных условиях.
Большая роль в деятельности ответственного по БДД является выявление причин и предотвращения ДТП связанных с эксплуатацией транспорта организации. Выявляет причины и обстоятельства, при которых было совершено ДТП, принимает меры по их устранению — подробнее об этом в статье «Как действовать в случае ДТП с участием «служебного» транспорта»
Составляет отчеты о ДТП, производит сверку с ГИБДД о дорожно-транспортных происшествиях и нарушениях правил дорожного движения транспортом предприятия.
Проводит агитационную работу с водительским составом по предупреждению ДТП.
Производит допуск водителей к самостоятельной работе согласно соответствующим категориям ТС.
Контролирует прохождение всеми водителями медицинских осмотров
Какую документацию ведет специалист, ответственный за БДД:
- План мероприятий по БДД на текущий год
- Акт служебного расследования по факту ДТП
- Учет ДТП раздел 1
- Учет ДТП раздел 2
- Журнал инструктажей
- Стажировочный лист
Всегда ли нужен специалист, ответственный за безопасность дорожного движения
Считается, что такой сотрудник нужен только на предприятиях, оказывающих услуги по транспортировке грузов и людей, с большим собственным автопарком. Но это не так. Поскольку автомобили используют в той или иной степени практически все компании, и безаварийная езда нужна всем, лучше иметь в штате соответствующего специалиста.
По закону «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ, назначение такого сотрудника необходимо в любой организации, которая имеет свой автопарк либо арендует легковые машины, грузовики, автобусы и др.
Ответственный за безопасность дорожного движения на предприятии может не назначаться, если:
- отсутствуют собственные или арендованные автомобили, а предприятие пользуется услугами специализированных перевозчиков;
- свой автотранспорт есть, но компания сдает его в аренду. В этом случае за дорожную безопасность отвечают арендаторы.
Каким организациям нужен ответственный за БДД
Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», все юрлица и ИП, занимающиеся грузовыми и пассажирскими перевозками, должны иметь в штате ответственного за обеспечение БДД. Этот специалист необходим, даже если на балансе организации всего один автомобиль, или весь транспорт — автобусы и грузовые автомобили — берётся в аренду и используется только для собственных нужд.
Если в штате организации немного водителей, то достаточно иметь одного специалиста по обеспечению БДД. При этом он может совмещать должность с другими обязанностями. Если автопарк и штат водителей большие, то имеет смысл создать специальный отдел по БДД (от двух человек). Чем больше водителей, тем больше специалистов должно быть в отделе.
Квалификация Специалиста по БДД. НОВЫЙ ПРИКАЗ
Приветствую Вас, с вами Константин Зворыгин, директор и основатель компании ООО «Транспортный консалтинг». В этом сообщении я рассказываю об отмене Приказа Минтранса РФ от 22 июня 1998 г.
№ 75 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом» (УТРАТИЛ СИЛУ 14 августа 2015 г.)
Как раз во время (если можно так выразиться) поступил вопрос: …В организации есть специалисты, прошедшие аттестацию по БДД.
Срок действия удостоверений заканчиваются 15.03.2016 г. В силу определенных обстоятельств (финансирование) обучение и аттестация по БДД будет только в июне 2016 г. Подскажите пожалуйста, имеют ли право данные специалисты подписывать путевые листы, проводить инструктажи по БДД. Могут ли быть привлечены к ответственности по Статье 12.31.
1 КоАП РФ «Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» специалисты или организация за выпуск ТС на линию механиком, который имеет недействующие удостоверения (хотя ранее он проходил обучение, но документы просрочены).
Мы с вами уже знаем, согласно статьи 20 ФЗ-196 «О БДД» юридические лица и ИП обязаны создавать условия для повышения квалификации работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
Кто обеспечивает БДД в организации? Эти функции в классическом понимании могут выполнять следующие должностные лица:
- диспетчер – может выполнять обязанности распределения водительского состава по заявкам на выполнение работ (необходимо соблюдать режим труда и отдыха);
- механик – выполняет обязанности по обеспечению технической готовности транспортных средств к эксплуатации и/или выполняет функции по ежедневному выпуску транспортных средств на линию (ответственный за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств);
- начальник (руководитель) – выполняет функции по обеспечению БДД в целом (ответственный за обеспечение БДД).
Именно к этим работникам предъявляются требования повышения квалификации. И эти требования относятся ко всем организациям, эксплуатирующим служебный транспорт.
Для «перевозчиков» или, как я называю, для «особой группы» есть п.
4 статьи 20 с дополнительными требованиями, где также говорится об обязанности обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок, а также дополнительно обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
Независимо от того каким видом деятельности занимается организация, у работодателя при назначении ответственных лиц по обеспечению БДД, всегда встает вопрос о компетентности.
Так каким же документом пользовались специалисты БДД, когда речь заходила о профессиональной компетентности?
Этот документ называется Приказ Минтранса РФ от 22 июня 1998 г. № 75 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом».
И уже неважно, что этот документ только для «перевозчиков». Так как для остальных организаций альтернативы нет, этим документом руководствовались все, кто эксплуатировал транспорт.
Но после того как данный Приказ был отменен, то мы увидели, что появился новый Приказ:
Приказ Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2015 г. № 287
«Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
Итак, я делаю только очень краткую выжимку из него. Настоящие требования предъявляются к следующим профессиям и должностям работников (из списка достаю ключевые фразы):
Кроме водителей (об этом отдельно)
- диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта;
- контролер технического состояния автотранспортных средств;
- специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения.
Я рассмотрю пока только специалиста, ответственного за БДД.
К специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:
- Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должен знать (по списку);
- Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должен уметь (по списку).
К специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований:
- наличие диплома о высшем образовании