10 правил общения с инспектором ГИБДД при остановке автомобиля
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «10 правил общения с инспектором ГИБДД при остановке автомобиля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Норма о том, что специальные технические средства, относящиеся к средствам измерений, а проще, дорожные камеры, должны соответствовать требованиям и проходить поверки указаны как в текущей, так и в новой версии документа. Однако, теперь к списку контроля добавлены и «иные» средства. К ним можно отнести в том числе и личные мобильные телефоны инспекторов, которые не требуют никакой дополнительной поверки.
Полный список ситуаций, когда инспектор может потребовать выйти из машины
Отдельный пункт документа уделяет перечислению всех ситуаций, когда сотрудник ГИБДД имеет право потребовать у водителя выйти из машины. Это требование обосновано для:
- пресечения преступления, задержания лица, подозреваемого в совершении преступления;
- доставления, административного задержания;
- проведения личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, досмотра транспортного средства и груза;
- отстранения от управления транспортным средством;
- задержания транспортного средства;
- когда это необходимо для проведения иных процессуальных действий в соответствии с требованиями законодательства об административных правонарушениях или УК РФ.
Как составить жалобу на ГИБДД
Любая жалоба на сотрудников ГИБДД обязательно должна содержать:
- Наименование органа, в который она подается.
-
Реквизиты заявителя, в том числе его ФИО и адрес.
-
Данные документа, который обжалуется (если он имеется).
-
Информация о произошедшем событии. Например, о противоправном поведении сотрудника ГИБДД, о конкретных правах, которые были нарушены.
-
Дополнительная информация, относящаяся к ситуации.
-
Перечень приложений.
Суд — самый эффективный способ разрешения ситуации. Судебный вариант чаще всего используют, если другие не принесли результата. Но некоторые граждане предпочитают сразу использовать данный вариант.
В тексте жалобы нужно будет указать:
- название суда, в который подается заявление;
-
данные истца, включая место проживания;
-
сведения об ответчике, то есть отделе ГИБДД, в котором трудится сотрудник, что вынес постановление или совершил какое-либо противоправное действие;
-
суть произошедших событий;
-
обоснования своей позиции;
-
требования к суду. Например, отмена вынесенного акта.
«А давайте ограничимся предупреждением»
Самое популярное предложение водителя после того, как он признает нарушение ПДД, звучит примерно так: «А давайте ограничимся предупреждением».
— На самом деле предупреждение — это не устное замечание, как думают многие, а письменное, — замечает Юрий Краснов. — Тем не менее в некоторых случаях сотрудники ДПС прибегают именно к устной форме предупреждения.
«Предупреждение состоит в письменном предостережении лица о недопустимости противоправного поведения» (статья 6.4 Кодекса об административных правонарушениях)
Несмотря на то что все, казалось бы, прописано в законодательстве, в реальной ситуации очень сложно разграничить обоснованность применения штрафа, письменного и устного предупреждения, считает ведущий рубрики.
— Получается, одного водителя предупредили устно, а остальных пускай штрафуют? — задается вопросом Юрий Краснов. — Честно говоря, я сам не всегда знал, что ответить на вопрос «Почему меня штрафуете?». Сотрудник ГАИ иногда мотивирован на оформление. Да, планов давно не существует, но если инспектор ничего не привез с линии, то невольно возникает вопрос, что же он делал на работе?
По этой причине, говорит ведущий «Разборов…», иногда упрашивать сотрудника ГАИ о простом вынесении предупреждения бессмысленно.
Какие документы водитель обязан передать сотруднику дпс
Вопреки распространенному мнению, он отлично подходит для роли свидетеля, так как он не является заинтересованной стороной.
Его показания обязательно будут учтены, если дело дойдет до судебного разбирательства, даже если он не знает, обязан ли водитель давать документы в руки инспектору. Кроме того, все документы можно скрепить при помощи специального антикоррупционного зажима.
Это устройство крепко фиксирует их в единой связке, и без вскрытия замка невозможно извлечь или добавить что-либо. Согласно закону, такие зажимы не запрещены, напротив, их разработка в свое время была инициирована руководством федеральной ГИБДД.
Требования инспектора по открытию зажима и передачи ему бумаг по отдельности незаконны. Он вполне может посмотреть их и так, в Регламенте этот вопрос никак не регулируется.
Последние новости из мира туризма
- казахстанский перевозчик «Air Astana» не допустил транзитного пассажира из России на рейс в Сербию с пересадкой во Франкфурте. Россиянин летел из Астаны, шенгенской визы у него не было. Выход из аэропорта не предполагался, но тем не менее авиакомпания не зарегистрировала россиянина на рейс, сославшись на решение миграционной службы Германии. При этом транзит через европейскую страну не запрещен для российских граждан. «Air Astana» пообещала предоставить туристу билет в Сербию через Турцию;
- Италия ужесточила правила выдачи виз гражданам России. Теперь каждый заявитель должен предоставить финансовые гарантии. Таким образом, членам одной семьи необходимо предоставлять отдельные справки из банков. Допускается спонсорство несовершеннолетних детей родителями;
- Финляндия стала отказывать во въезде россиянам с шенгенскими визами даже при наличии уважительных причин для посещения страны. Одна из соотечественниц рассказала, что ехала к гражданскому мужу, имея на руках приглашение от него, договор аренды, обратный билет. Однако на границе ее не пропустили. Известны случаи аннулирования шенгена матери, направлявшейся к сыну по приглашению, и женщине, заключившей контракт на работу с финской компанией;
- Чехия ввела специальные визы для транзита через аэропорты страны. Новые требования касаются граждан России, Армении, Турции, Египта, Ирана, Индии, Кубы и ряда других стран. Обладателям шенгенских виз, вида на жительство в странах ЕС, членам семей европейских граждан, дипломатам оформлять дополнительные документы не нужно;
- Индия сняла все ковидные ограничения на въезд туристов. Это касается и россиян. Больше не требуется предъявлять сертификат о вакцинации, результаты ПЦР-теста, заполнять онлайн-анкету. Но при появлении симптомов COVID-19 туристам следует информировать об этом ближайшее медицинское учреждение и уйти на изоляцию.
Хотя в России практика подачи жалоб на дорожных инспекторов не распространена, ее польза в случае удовлетворения позволит и недобросовестного сотрудника наказать, и, возможно, снять с себя риск наказания. Но писать жалобу необходимо только в случаях, если действительно для этого есть веские основания. Это может быть использование неисправных измерительных приборов, отказ в предоставлении документов, некорректно составленный протокол и т. д. Учитывая описанные правила того, как нужно разговаривать с гаишниками в напряженной ситуации, следует еще на месте остановки собрать максимум доказательств, которые сделают жалобу убедительнее. Для этого опять же используются фото- и видеоматериалы, а по возможности и свидетельские показания. Отправить составленную жалобу можно начальнику местного отделения ГИБДД, в суд или прокуратуру.
Какие документы предоставляет водитель при общении с инспектором ДПС
При предъявлении удостоверения – записать номер жетона и удостоверения, личные данные, должность, до какого числа действует. После поинтересоваться у инспектора ДПС, по какой причине он требует водительские документы и что собирается с ними сделать.
На законных основаниях могут быть запрошены всего три документа: права, техталон, документ, подтверждающий регистрацию ТС. Все документы должны передаваться по одному, при этом водитель дает комментарии на камеру. Согласно законодательной базе – другие документы инспектор ГИБДД не имеет права требовать.
При требовании договора о страховании, водитель вправе отказать, поскольку этот документ может быть запрошен только при составлении протокола. Если инспектор не собирается этого делать, то страховой полис ему не нужен.
Водители знают, что общение с инспектором ГАИ может быть быстрым и непринужденным, или долгим и мучительным, даже если вы ничего не нарушали. Важно с самого начала вести себя вежливо, не разрешать гаишнику злоупотреблений, знать свои права и на всякий случай вести запись разговора. Советы о том, как правильно вести себя с ГАИ, дает представитель Ассоциации защиты прав автолюбителей.
Начинают с представления
После остановки транспортного средства сотрудник ГАИ должен представиться. Гаишники руководствуются «Инструкцией по вопросам деятельности подразделений ДПС». В ней приведен полный перечень обязанностей инспектора, за невыполнение которых он может понести ответственность. Одна из первых его обязанностей — назвать свое имя и фамилию.
Нагрудный знак является обязательным атрибутом формы инспектора, и потому при его отсутствии возникает подозрение, что это вовсе не инспектор. В этом случае попросите сотрудника ГАИ предъявить свое служебное удостоверение. Любой сотрудник милиции обязан по первому требованию предъявить свое служебное удостоверение. Если инспектор отказывается, немедленно блокируйте двери, поднимайте стекла, звоните «102» и заявляйте о личности, переодетой в форму сотрудника ГАИ, без соответствующего удостоверения.
Удостоверение показывают не три секунды
Сотрудник ГАИ обязан не просто показать вам наличие удостоверения, а сделать это так, чтобы можно было понять, с кем именно вы разговариваете, успеть прочитать ФИО инспектора, его звание, подразделение. Эта информация может понадобиться в случае обжалования его противоправных действий. К тому же вам просто необходимо знать, кому именно вы отдаете свои документы.
Раскрыть удостоверение на три секунды — не значит его предъявить. Инспектор обязан дать вам возможность детально ознакомиться с его удостоверением и переписать все его данные. Но ни в коем случае не пытайтесь взять удостоверение инспектора в свои руки.
Интересуйтесь причиной остановки
В «Инструкции по вопросам деятельности подразделений ДПС» приведен полный перечень оснований для остановки вашего автомобиля. Остановка автомобиля для проверки документов разрешена только в случае проведения спецопераций. Об этом у инспектора должно быть соответствующее распоряжение, с которым вы имеете полное законное право ознакомиться. Чтобы выяснить наличие спецоперации, можно позвонить по телефону доверия ГАИ (инспектор обязан вам его назвать). Явный признак спецоперации — наличие у остановивших вас сотрудников милиции бронежилетов и оружия.
Обратите внимание на то, как припаркован служебный автомобиль ГАИ. Согласно инструкции, инспектор должен использовать только служебный автомобиль, и он должен быть хорошо виден участникам дорожного движения. Если инспектор спрятал его в кустах, или за сооружением, он нарушает требования Инструкции.
А если служебный автомобиль стоит с нарушением требований ПДД и без включенных проблесковых маячков, то инспектор может понести ответственность за это нарушение. Мало кто из водителей знает, что сотрудники ГАИ на служебном автомобиле без включенных проблесковых маячков являются простыми участниками дорожного движения и потому могут понести ответственность за нарушения ПДД.
Двери, окна, диктофон и видеокамера
Бывают случаи, когда водителя, который, по мнению сотрудников ГАИ, неуважительно разговаривает с ее сотрудниками, пытаются вытащить из машины. В интернете встречаются видеоролики, на которых гаишники вытаскивают водителя из машины и заламывают ему руки. Совет: разговаривайте с сотрудниками милиции уважительно, но не забудьте на всякий случай заблокировать двери.
Использовать диктофон, фотоаппарат или видеорегистратор вы имеете полное законное право. Понятие «личной жизни» к сотруднику милиции при исполнении не относится. Он руководствуется Законом Украины о милиции, а в статье 3 Закона сказано: «Деятельность милиции является гласной». Кроме того, руководство ГАИ неоднократно заявляло о том, что для предотвращения противоправных действий сотрудников ГАИ водителю разрешается пользоваться диктофоном либо видеокамерой.
Снимать видео лучше незаметно, так же как и не стоит тыкать диктофоном инспектору в лицо. Пока инспектор будет направляться к вашей машине — наговорите дату, время и место остановки.
Наказания за неостановку по требованию сотрудника ГИБДД
Отечественное законодательство за неостановку по требованию инспектора Госавтоинспекции предусматривает штраф.
Нарушитель обязан заплатить необходимую сумму в госказну в течение 2 месяцев.
В п.1.3 ст.32.2 КоАП РФ оговорен важный момент: если скрылся водитель при требовании остановиться и ему за это был выписан штраф, то оплатить можно половину от требуемой суммы при условии погашения задолженности в 20-дневный срок с даты вынесения постановления об административном наказании. При просрочке, наоборот, подлежащая внесению в госказну сумма увеличивается вдвое. Если судья придет к заключению, что автолюбитель намеренно укрывается от выплаты штрафа, к нему может быть применено более серьёзное наказание за неостановку по требованию сотрудника ДПС – до 50 часов принудительных работ или арест сроком до 15 суток.
Что сейчас разрешено сотрудникам ДПС на дороге?
При остановке автомобиля инспектором ГИБДД некоторые водители начинают отшучиваться. Иногда шутки могут привести к дополнительному осмотру, так как сотрудник полиции обязан проверить любую информацию, которую сообщает водитель. И если вы пошутите “Думаете, у меня заложник в багажнике?”, не удивляйтесь, что инспектор ГИБДД попросит открыть багажник для осмотра. Он обязан удостовериться, что там ничего нет. А шутить про алкоголь приведет к процедуре освидетельствования.
Да, видеосъемка сотрудника полиции законом не запрещается. Но стоит помнить и о человеческом факторе. Камера перед лицом автоинспектора доброжелательному общению не способствует, а лишь вызывает негативную реакцию.
Восьмое правило: снимайте автоинспектора и его действия только при необходимости. Например, если нужно зафиксировать дорожную обстановку или противоправные действия сотрудника ГИБДД.
Девятое правило: при общении с автоинспектором помните, что это может фиксироваться на видеорегистратор.
Видеорегистраторы могут быть установлены как внутри автомобилей ГАИ, так и на форме самого сотрудника. Для чего это нужно? Как мы уже рассматривали ранее, процедура досмотра подразумевает обязательное ведение видеосъемки процесса. Также это необходимо для освидетельствование состояния алкогольного опьянения водителя.
Размещать эти видеозаписи в свободном доступе сотрудники ГИБДД не имеют права. Это считается нарушением частной жизни. Записи с видеорегистраторов могут быть использованы только в качестве доказательств при рассмотрении административных дел.
Вот какие новшества зафиксированы в Приказе № 664:
- допускается возможность проверки документов не только на стационарных постах ГИБДД, но и в любых иных условиях (например, при следовании дорожного патруля ДПС по должностным поручениям);
- обязанность представлять сотруднику ГИБДД полис автострахования ОСАГО теперь может быть реализована не только в виде письменного бланка, но и в электронной форме (должностное лицо ГИБДД обязано проверить информацию в электронном виде через единую федеральную базу);
- передача документов от автовладельца к сотруднику ГИБДД должна происходить без каких-либо удерживающих устройств, обложек и т.д.;
- для фиксации нарушений допускается использование специальных технических средств и приборов, принадлежащих муниципальным или частным организациям (как правило, под такими спецсредствами понимаются частные камеры видеофиксации нарушений);
- допускается уведомление участников административного дела о месте и времени рассмотрения материалов путем направления смс-сообщений, если на это будет получено согласие граждан.
В ходе проверок на дорогах документы могут быть истребованы не только у автовладельцев, но и иных граждан (например, пассажиров автомашины). Это связано с новым правилом Приказа № 664, предусматривающего обязанность сотрудников ГИБДД выявлять и устранять любые потенциальные правонарушения.
Использование частных камер видео- и фотофиксации подразумевает их соответствие ГОСТ. Эти сведения сотрудник ГИБДД будет обязан внести в процессуальный протокол о правонарушении. Частные камеры могут передаваться для обслуживания частных лиц и организаций, если такая возможность предусмотрена на региональном уровне.
Для сокращения продолжительности рассмотрения дел, новый Регламент предусматривает досудебный порядок оспаривания действий и решений должностных лиц ГИБДД, Для этого жалоба может быть подана в административном порядке на имя вышестоящего органа или должностного лица. Обжалование в таком порядке происходит через районные или региональные подразделения МВД.
Как общаться с сотрудниками ГИБДД, что они могут, а что нет?
Самое важное – водитель не должен доказывать свою невиновность, главное, чтобы инспектор доказал обратное. Пожалуй, это главный секрет в таких ситуациях. По поводу протокола нужно отметить, что радар, который заснял превышение скорости, нужно проверить. Все данные должны принадлежать именно вашему автомобилю, нужно проверить, чтобы данные были засняты именно перед остановкой. В любом другом случае инспектор не докажет, что вы нарушили правила.
Зачастую, когда все аргументы у инспектора закончились, можно сказать, что вас остановили за не пристёгнутый ремень. Но в этом случае можно ответить так: управлять автомобилем без ремней безопасности запрещено, а я снял ремни только что, в течение того времени, пока вы подходили. Как ни крути, инспектор должен доказать обратное, но в реальности сделать это сложно.
Из сказанного следует одно: для того чтобы водителя в чём-то обвинить, потребуется предъявить доказательства. В большинстве возникающих ситуаций водитель защищён законом, но иногда даже представления не имеет как пользоваться своими правами. Приказ № 664 внёс существенные изменения в практику инспекторов. Но и водители имеют намного больше прав, особенно если умеют общаться с инспекторами ГИБДД. Не стоит бояться ситуаций, когда вас останавливает инспектор. Если все документы в порядке, если нет никаких оснований полагать, что вы нарушили правила, то вы смело можете отстаивать свои права.
Во-первых, обе стороны общения являются равноправными, поэтому автовладелец обязан учтиво относиться к госслужащему. А тот, в свою очередь, должен быть не менее вежливым, учтивым и объективным. При этом в разговоре не должно быть личной неприязни, не говоря уже о негативном влиянии плохого настроения. Нарушение этого «железного» закона со стороны водителя – имеется в виду хамство, употребление матерных слов и пр. – причем независимо от того, были или не были нарушены Правила, плохо отразится в первую очередь на нем же.
Как вести себя с инспектором ГИБДД, знают все опытные водители, а новички, как правило, совершают массу ошибок. Например, останавливаются не сразу или не на конкретное место, указанное инспектором. Такие действия зачастую трактуются как отказ в остановке и караются штрафом, хотя есть четкий, годами выработанный алгоритм остановки по всем правилам.
Новые штрафы и поводы лишиться прав
Чтобы уйти от разночтений в сроках привлечения автомобилистов к ответственности за нарушения ПДД в правительстве разработали новый законопроект.
Так, в настоящее время КоАП предусматривает, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения водителем. А по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев. При этом количество дней в месяцах отличается.
Для обеспечения принципа равенства лиц перед законом, а также уточнения момента окончания течения срока давности привлечения к административной ответственности законопроектом предусматривается, что указанный сейчас в КоАП срок два месяца заменят на 60 календарных дней, а три месяца — на 90 календарных дней.
В настоящее время документ направлен в Госдуму. Он вступит в силу только при успешных рассмотрениях в трех чтениях и последующем подписании президентом России Владимиром Путиным.
Нужно ли покидать автомобиль
Выходить или нет из машины при остановке ДПС — право водителя. Подойти обязан сам сотрудник ДПС. Ранее часто возникали трения с водителями, не желавшими покидать салон автомобиля, указывая на то, что они не должны этого делать по закону. Однако в Регламенте от 2017 года четко указано, что водитель теперь обязан выйти по требованию инспектора. Конечно, вы не должны покидать машину просто потому, что сотруднику так захотелось. Есть определенный спектр причин, описанных в Регламенте:
- необходимость сверить номера агрегатов автомобиля с документами;
- инспектор заподозрил у водителя признаки алкогольного или другого опьянения;
- нужно поправить плохо закрепленный груз или, например, номерной знак;
- от водителя требуется помощь пострадавшим в аварии или дача показаний в качестве понятого;
- автовладелец проявляет агрессию по отношению к сотруднику ДПС;
- необходимо провести досмотр транспортного средства, прицепа или самого водителя.
Никто не запрещает водителю самостоятельно покинуть автомобиль для общения с инспектором. В других странах, в частности в США, такое поведение может быть расценено полицейским как агрессия. Однако в России выйти навстречу сотруднику считается, скорее, хорошим тоном. Водитель показывает, что настроен доброжелательно и бояться ему нечего.