Шпаргалка по праву социального обеспечения.
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Шпаргалка по праву социального обеспечения.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Государство устанавливает обязательное страхование в том случае, когда защита тех или иных объектов связана с имущественными интересами не только отдельных страхователей, но и общества в целом. При этом страхователь обязан вносить страховые взносы либо за свой счет, либо за счет средств соответствующего бюджета. Таким образом, инициатором обязательного страхования является государство.
Специфика страхового механизма заключается в создании целевых денежных фондов для защиты имущественных интересов участников этих фондов. Однако всеобщий и государственно регулируемый характер фондов социального страхования привносит определенные особенности в их организацию и условия формирования. Социальное страхование является не просто обязательным страхованием социальных рисков граждан, а социально ориентированным обязательным страхованием основного контингента населения от универсальных социальных рисков, определяемых государственной социальной политикой.
Система обязательного социального страхования в Российской Федерации, включающая в себя конкретные виды страхования, направлена на защиту определенных рисков (рис. 35).
Обязательное страхование временной утраты трудоспособности по причине болезни, травмы и в связи с материнством
Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Страховое обеспечение, выплачиваемое в виде пособия по временной нетрудоспособности, является наиболее существенной и значимой мерой социальной поддержки человека в случае его болезни. Выплата данного пособия за счет средств
Фонда обязательного социального страхования (ФСС РФ) – это возможность без материального ущерба для работодателя сохранять рабочее место за болеющим работником.
Также в новых социально-экономических условиях одной из наиболее важных задач государства является оказание помощи семье, в том числе помощи в связи с материнством и детством.
Страховыми рисками по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются временная утрата заработка или иных выплат, вознаграждений застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая либо дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.
Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются:
- временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях, предусмотренных действующим законодательством;
- беременность и роды;
- рождение ребенка (детей);
- уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
- смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.
Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации:
- лица, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества;
- государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;
- лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;
- члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;
- священнослужители;
- лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.
Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, являются застрахованными лицами (табл. 16).
Таблица 16
Вид пособия | Особенности расчета и получения |
---|---|
Пособие по временной нетрудоспособности (оплата больничного листа) | Зависит: 1) от причины временной нетрудоспособности: – в связи с заболеванием или травмой выплачивается: а) за первые три дня – за счет средств страхователя; б) за остальной период, начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности, – за счет средств бюджета ФСС РФ; – по иным случаям (уход за больным членом семьи, карантин, протезирование, долечивание в санатории) пособие выплачивается за счет средств бюджета ФСС РФ с 1-го дня нетрудоспособности и стажа работы. 2) страхового стажа работника: а) менее 6 месяцев – в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ; б) от 6 месяцев до 5 лет – 60 % среднего заработка; в) от 5 до 8 лет – 80 % среднего заработка; г) от 8 лет и более – 100 % среднего заработка. Продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности зависит от оснований его выплаты |
Пособия в связи с материнством: | |
1) пособие по беременности и родам («декретные») | 1. Могут получать только женщины (в отличие от пособия по уходу за ребенком): а) работающие; б) безработные (уволенные в связи с ликвидацией организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их безработными); в) обучающиеся по очной форме обучения; г) проходящие военную службу по контракту; д) усыновившие ребенка и относящиеся к вышеперечисленным категориям; 2. Выплачивается работодателем полностью за счет средств ФСС РФ; 3. При возникновении ситуации одновременного получения права на пособие по уходу за ребенком и пособие по беременности и родам, стоит выбор одного из этих пособий; 4. Размер декретных выплат зависит: а) от статуса получательницы (работающие, студентки, военнослужащие или уволенные); б) страхового стажа (если менее 6 месяцев, то в размере не выше МРОТ); в) размера заработной платы (ЗП). При этом пособие рассчитывается с ЗП по факту, но не более с суммы установленной предельной величины ЗП, с которой исчисляется страховой взнос в ФСС; 5. Продолжительность оплачиваемого отпуска по беременности и родам (до и после родов) зависит от сложности родов: а) обычные роды – 70 + 70; б) многоплодные – 84 + 110; в) осложненные роды – 70 + 86 календарных дней |
2) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности | Получают женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в срок до 12 недель беременности. Размер устанавливается законодательно и ежегодно индексируется на размер инфляции, может быть скорректирован на территориальные (местные) коэффициенты (уральский, северный и др.). Назначается и выплачивается по месту назначения и выплаты пособия по беременности и родам. |
3) единовременное пособие при рождении ребенка | Размер устанавливается законодательно и ежегодно индексируется на размер инфляции, может быть скорректирован на территориальные (местные) коэффициенты (уральский, северный и др.), а также количество рожденных детей. Получателем пособия является один из родителей |
4) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет | 1. Пособие выплачивается лицам, которые осуществляют уход за ребенком во время одноименного отпуска (матери или отцу, или бабушке, или дедушке). 2. Право на пособие по уходу за ребенком сохраняется при работе во время отпуска на условиях неполного рабочего времени либо на дому. 3. Размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет составляет 40 % от среднего заработка. В некоторых случаях (например, неработающие) выплата производится в фиксированной сумме, которая подлежит ежегодной индексации. 4. При определении размера ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка. 5. Установлены минимальные и максимальные значения пособия |
Пособие на погребение | Размер устанавливается законодательно и ежегодно индексируется на размер инфляции, может быть скорректирован на территориальные (местные) коэффициенты (уральский, северный и др.) |
Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.
Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.
Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).
Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:
-
партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;
-
экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;
-
адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;
-
приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;
-
превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.
Средства обязательного социального страхования могут использоваться в следующих видах:
- денежные выплаты;
- финансирование социальных услуг;
- предоставление льготных благ.
Основными являются денежные выплаты, представленные пенсиями и пособиями в зависимости от контингента получателей.
Финансирование социальных услуг происходит в здравоохранении, учебных заведениях, санаторно-курортных организациях, при проведении профилактических мероприятий и т.д.
Льготные блага связаны с получением определенного материального блага или услуги. Они являются промежуточным звеном между денежным и натуральным распределением, за счет чего увеличивается потребительская возможность некоторых групп населения.
Выплаты и услуги распределяются на следующие группы:
- Выплаты и услуги, предназначенные для поддержания жизнедеятельности. Например, пенсии по возрасту и инвалидности, пособия по нетрудоспособности и прочие.
- Выплаты и услуги, которые связаны с дополнительными затратами в связи с рождением и воспитанием детей. Например, пособие на рождение ребенка, пособия на детей и т.д.
- Выплаты и услуги для восстановления трудоспособности, которые связаны с медицинской реабилитацией инвалидов, безработных, женщин, возвращающихся к труду после декретного отпуска.
Федеральный закон РФ от 17 декабря 2001 г. № 173-Фз «о трудовых пенсиях в РФ» определяет, что им в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии.
Федеральный закон состоит из 7 глав (32 статей).
Глава 1 «Общие положения»:
1) дает понятия:
– трудовой пенсии;
– страхового стажа;
– расчетного пенсионного капитала;
– установления трудовой пенсии;
– индивидуального лицевого счета;
– специальной части индивидуального лицевого счета;
– пенсионных накоплений;
– ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости;
2) определяет круг лиц, имеющих право на получение трудовой пенсии, а также виды и структуру трудовых пенсий.
Глава 2 «Условия назначения трудовых пенсий» закрепляет те юридические факты, которые необходимы для назначения лицу трудовой пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца.
Глава 3 «Страховой стаж» регламентирует:
– периоды, входящие в страховой стаж;
– правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа;
– порядок исчисления страхового стажа.
Глава 4 «Размеры трудовых пенсий» определяет порядок расчета базовой части, страховой части, накопительной части (для трудовых пенсий по старости и инвалидности) и базовой части, страховой части(для пенсий по случаю потери кормильца).
Глава 5 «Назначение, перерасчет размеров, выплата и доставка трудовых пенсий» раскрывает:
– порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий;
– сроки назначения трудовой пенсии;
– сроки перерасчета размера трудовой пенсии;
– случаи приостановления и возобновления выплаты трудовой пенсии;
– случаи прекращения и восстановления выплаты трудовой пенсии;
– сроки выплаты и доставки трудовой пенсии;
– ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты трудовой пенсии;
– удержания из трудовой пенсии.
Глава 6 «Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав» регламентирует вопросы:
– сохранения права на досрочное назначение трудовой пенсии;
– сохранения права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан;
– суммирования стажа на соответствующих видах работ и снижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
– оценки пенсионных прав застрахованных лиц.
Глава 7 «Порядок введения в действие настоящего.
Федерального закона» указывает что, настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2002 г. Сохраняются действующие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона условия и нормы установления пенсий космонавтам и летно-испытательному составу гражданской авиации, предусмотренные нормативными правовыми актами. Указанные условия и нормы применяются и при оценке пенсионных прав космонавтов и лет-но-испытательного состава гражданской авиации в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.
Роль и значение в рыночной экономике
В современной экономической системе реализация сущности механизма социального обеспечения, который имел место во времена СССР, невозможна по объективным причинам, в частности из-за того, что государство имеет ограниченные полномочия по вмешательству в экономический сектор. Соответственно, при рыночной экономике возможно только социальное страхование.
Само понятие обязательного социального страхования – ОСС – уже раскрывает его роль, сущность и значение в экономике рыночного типа:
- предоставление дополнительного стимула для экономического развития субъектов предпринимательства, в сущности, из-за снижения отчислений в собственные страховые фонды, занимающиеся перераспределением средств между их участниками (за счет ликвидации последствий страховых рисков государственными внебюджетными фондами);
- способствование появлению новых сфер деятельности, новых рабочих мест, снижению безработицы;
- обеспечение непрерывности и сбалансированности производственного процесса;
- формирование дополнительной отрасли экономики со значительным оборотом денежных средств от общего объема ВВП страны.
Права и обязанности субъектов
Права и обязанности зависят от категории, к которой относится тот или иной субъект. Для застрахованных лиц и страхователей предполагается наличие следующих прав:
- получение своевременной и полной поддержки, предусмотренной законодательством;
- защиту своих прав непосредственно или посредством участия профсоюзов или представителей;
- обладание всей полнотой информации относительно взаимоотношений сторон;
- изложения собственного мнения относительно размеров обязательных страховых взносов.
Выбор страховой суммы
Под страховой суммой понимается денежная сумма, исходя из которой определяются размеры ежемесячных страховых взносов и страхового обеспечения.
В новой модели предусмотрен выбор страховой суммы: то есть по сути гражданин сам определяет, какой размер выплат в случае болезни он хотел бы получать и исходя из этого уплачивает страховые взносы.
С учетом специфики работы самозанятых предусмотрели возможность оформлять «страховые каникулы», оформлять страхование в приложении «Мой налог» буквально в один клик, как это сейчас происходит с государственным добровольным пенсионным страхованием.
Гражданин может сам выбирать специальную (твёрдую) страховую сумму – то есть сумму, из которой установлены страховые выплаты. Это может быть:
- 32 484 рубля – 2 МРОТ за полный месяц;
- или 48 726 рублей – 3 МРОТ за полный месяц.
Отметим, что действующая до 01.07.2023 модель предусматривала лишь один вариант такой суммы – МРОТ.
При этом право изменять размер страховой суммы в большую или меньшую сторону предоставлено застрахованному не чаще одного раза в 12 месяцев.
Главным образом социальное страхование подразделяется на обязательное и добровольное. Обязательное страхование регулируется с помощью ФЗ и подзаконных актов, в то время как договор о добровольном страховании гражданин заключает по желанию.
Страхование гражданином, например, имущества или собственной жизни не может быть обязательным за исключением ряда случаев: обязательно страхование жизни пассажиров воздушного, железнодорожного, морского транспорта (согласно указу президента №750), военнослужащих и граждан, прибывших на военные сборы (об этом говорит ФЗ №52) и в других случаях.
Однако сам гражданин платить в перечисленных случаях не должен: в первой ситуации стоимость страхования автоматически включается в цену билета, а во второй оплачивается государством.
Чем отличается добровольное соцстрахование от обязательного?
Главное отличие добровольного от обязательного соцстрахования, которое финансируется за счёт целевого налогообложения и выплат из бюджетных средств, состоит в том, что оно производится негосударственными страховыми организациями.
Отличительные характеристики ДСС:
- общественный характер личного страхования;
- организуется на базе ФЗ «О страховании некоммерческих организаций»;
- правила реализации процедуры страхования определяет страховая организация;
- деятельность осуществляется некоммерческим страховыми организациями;
- страхователями являются юрлица и физлица, заключившие договор;
- фонд складывается из доходов населения, а также прибыли предприятий.
Ключевым правилом в управлении страховыми фондами считается демократизм наравне с самоуправлением, а также социальное партнёрство работодателя и наёмного работника. Размер страховых выплат устанавливается согласно тарифам страховщика и пропорционально доходам страхователей, из которых отчисляются взносы по страховке.
Какого типа риски могут и не могут быть застрахованы
Гражданский кодекс РФ (ст. 928) содержит перечень интересов, страхование которых не допускается:
- страхование противоправных интересов;
- страхование убытков от участия в играх, лотереях и пари;
- страхование расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников.
Также Гражданский кодекс РФ освобождает страховщика от обязанности выплачивать страховое возмещение, если причиной нанесенного ущерба стали:
- ядерный взрыв, радиация или радиоактивное заражение;
- военные действия, а также военные маневры или иные военные мероприятия;
- гражданские беспорядки;
- забастовки;
- изъятие, конфискация, реквизиция, арест или уничтожение застрахованного имущества по распоряжению государственных органов.
- действия либо бездействие страхователя;
- сообщение страхователем страховщику заведомо ложных сведений об объекте страхования (например, при заключении договора страхования жизни страхователь скрыл, что неизлечимо болен – в случае его смерти или инвалидности страховое возмещение выплачиваться не будет);
- получение страхователем соответствующего возмещения ущерба по имущественному страхованию от лица, виновного в причинении этого ущерба;
- совершение страхователем или лицом, в пользу которого заключен договор страхования, умышленного преступления, находящегося в прямой причинной связи со страховым случаем (например, если владелец автомобиля, застрахованного по договору КАСКО, намеренно сожжет его и страховая компания сможет доказать его умысел, в выплате страхового возмещения будет отказано).
Добровольное и обязательное страхование
По российскому законодательству страхование может быть добровольным и обязательным. Российским законодательством установлена обязанность по страхованию жизни, здоровья, имущества определенных лиц либо гражданской ответственности одних лиц перед другими.
«Инициатором обязательного страхования является государство, которое в форме закона обязывает экономические субъекты вносить средства для обеспечения общественных интересов. Обязательная форма страхования обычно применяется в тех случаях, когда страховая защита связана с интересами не отдельных экономических субъектов, а всего общества».7
Большинство видов личного и имущественного страхования могут иметь как обязательный, так и добровольный характер. В частности, существует обязательное медицинское и пенсионное страхование, страхование жизни и имущества, страхование автогражданской ответственности владельцев транспортных средств, но можно заключить договора по этим же видам страхования в добровольном порядке.
Например, обязательное медицинское страхование относится к разряду государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи на основании страхового полиса, единая форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации.
Добровольное медицинское страхование обеспечивает физическим лицам получение медицинских услуг сверх программ обязательного медицинского страхования. Разновидностью добровольного медицинского страхования выступает медицинское страхование лиц, выезжающих за границу Российской Федерации.
В добровольной форме медицинское страхование может быть индивидуальным или коллективным, когда работников страхуют за счет работодателя.
Однако условия и правила по одному и тому же виду страхования по договорам обязательного и добровольного характера значительно отличаются. «Если при осуществлении добровольного страхования особенности и порядок заключения договора страхования определяются исключительно по усмотрению сторон договора, то для заключения договора страхования в рамках обязательного страхования законодателем установлен специальный порядок».8
Обязательное страхование делится на два основных вида по характеру страхователя. В одном случае страхователем выступает государство – это социальное и государственное страхование. В другом случае страхователем выступают особые категории физических и юридических лиц – это обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств, обязательное страхование ответственности перевозчиков и обязательное страхование банковских вкладов.
Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяются Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и статьей 927 главы 48 Гражданского кодекса РФ.
«Социальное страхование – это установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных за счет государственного страхового фонда, а также коллективных и частных страховых фондов».9
Социальное страхование позволяет обеспечить финансовую защиту населения от основных социальных рисков (см. таблицу 2).
Таблица 2.
Страховой риск |
Страховое обеспечение |
---|---|
Необходимость получения медицинской помощи |
Оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи; пособие на санаторно-курортное лечение; оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей |
Временная нетрудоспособность |
Пособие по временной нетрудоспособности (оплата больничного листа) |
Трудовое увечье и профессиональное заболевание |
Пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием |
Материнство |
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; пособие по беременности и родам; единовременное пособие при рождении ребенка; пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет |
Инвалидность |
Пенсия по инвалидности |
Наступление старости |
Пенсия по старости |
Потеря кормильца |
Пенсия по случаю потери кормильца |
Потеря работы |
Пособие по безработице |
Смерть |
Пособие на погребение |
Из чего складывается стоимость страховки?
Плата страховщику за его услуги называется страховой премией (страховым взносом, страховым платежом). Страховая премия может уплачиваться единовременно, при заключении договора страхования, или периодическими платежами в рассрочку. Как правило, размер страховой премии, порядок и срок ее уплаты устанавливается при заключении договора и остается неизменным в течение срока его действия.
«Происхождение понятия «страховая премия» (лат. praemium) относится к началу коммерческого страхования (XIV в.), когда первые страховщики (частные лица) оставляли себе полученные от страхователей, обычно купцов, денежные средства при благополучном исходе застрахованной торговой операции в качестве премии за принятый у них риск».12
Размер страховой премии определяет страховщик на основе страховых тарифов. Размеры страховых тарифов определяются либо страховщиком, либо российским законодательством.
Например, предельные уровни страховых тарифов по ОСАГО, структура и порядок их применения страховщиками устанавливаются постановлениями Правительства РФ. Для каждого конкретного договора величина тарифа по ОСАГО зависит от ряда разных факторов, в частности, от территории преимущественного использования транспортного средства, от возраста и стажа водителя, от мощности двигателя автомобиля, от наличия нарушений правил дорожного движения.
Страховые тарифы зависят от уровня риска, который берет на себя страховщик. Чем выше оценивается уровень застрахованного риска, тем больше будет размер страховой премии. Поэтому за ОСАГО больше платят водители с небольшим стажем, так как по статистике они часто попадают в аварии. На том же основании повышенный коэффициент при расчете страховой премии установлен для тех, кто неоднократно нарушал правила дорожного движения и, наоборот, за безаварийное вождение полагается скидка, которая каждый год растет (коэффициент бонус-малус). Наиболее высокие территориальные коэффициенты установлены для жителей Москвы и Санкт-Петербурга, поскольку в этих городах самое напряженное в стране движение на дорогах, соответственно, считается, что здесь и шанс попасть в аварию выше.
Стоимость КАСКО также рассчитывается с учетом возраста, стажа и наличия нарушений правил дорожного движения у водителя. Кроме того, учитываются технические характеристики машины, ее марка, модель и даже цвет с точки зрения статистики угонов.
При заключении договора страхования жизни и здоровья российские страховые компании чаще всего оценивают уровень риска по возрасту: самый низкий тариф устанавливают для людей в возрасте примерно до 36 лет, а чем старше, тем выше будет размер страховой премии. Также стоимость страховки могут повышать такие факторы, как лишний вес, курение, хронические заболевания, увлечение экстремальными видами спорта.