Прекращение обмена налоговой информацией ряда стран с Россией

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прекращение обмена налоговой информацией ряда стран с Россией». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В 2010 году несколько ведущих стран ЕС выдвинули идею о создании аналога американского закона FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act), который предполагает получение данных о капиталах и денежных операциях граждан США за пределами страны.

О каких счетах передают информацию?

Во всем мире действуют единые стандарты обмена. Они предусматривают передачу следующих данных.

  • Счета физлиц («подотчетных лиц»), являющихся налоговыми резидентами стран, которые участвуют в соглашении
  • Корпоративные счета компаний, фондов, трастов. Обмен будет производиться в случае, если эти счета подконтрольны одному или нескольким подотчетным лицам напрямую либо через пассивную нефинансовую структуру. К такой будет любой бизнес, в котором 50% дохода идет из пассивных источников, таких как недвижимость, дивиденты, роялти.

К счетам с низким уровнем риска относят:

  • пенсионные счета
  • срочного страхования жизни
  • условно-депозитные
  • счета юрлиц, открытые до 2016 года, остаток на которых не превышает 250 тыс. долл. на 31 декабря соответствующего отчетного года

Что такое активная и пассивная компания в контексте автоматического обмена?

Общие стандарты обмена (Common Reporting Standards (CRS)) предусматривают классификацию всех юридических лиц. Таким образом, выделяется две большие категории: финансовые и нефинансовые организации. На финансовые организации, такие как банки, инвестиционные фонды и прочие, ложится обязанность сбора информации о своих клиентах, например о нефинансовых организациях, которые в свою очередь разделяются на активные и пассивные. В обмен попадут данные о счетах компаний как активных, так и пассивных компаний, но объем передаваемой информации будет разный, а именно: банк не включит данные бенефициаров такой компании в отчет и они не будут переданы в страну резидентности бенефициара.

Таким образом, если доказать банку, что ваша компания относится к категории «активных», то в теории банк не включит данные бенефициаров такой компании в автоматический отчет.

Будет ли осуществляться обмен информацией о счетах компаний?

Под автоматический обмен информацией попадут финансовые счета так называемых пассивных нефинансовых организаций (Passive NFE) с контролирующими их физическими лицами («бенефициарными владельцами»). Пассивными называются те компании любой организационно-правовой формы, в которых более 50% дохода генерируют пассивные источники (недвижимость, дивиденды, роялти и т.д.).

Данные об этих финансовых счетах будут подаваться в налоговые органы юрисдикций, налоговыми резидентами которых являются компания и/или контролирующие лица.

Информация о счетах и владельцах активных компаний передаваться не будет. Активными считаются нефинансовые организации с пассивным доходом за прошедший календарный год менее 50%. Объем активов, порождающих пассивные доходы или предназначенных для их получения, должен составить за тот же период менее 50%. То есть активные резидентские компании, например, на Кипре или на Мальте, которые платят корпоративный налог, не попадают под автоматический обмен.

Отличие «обмена по запросу», принятого конвенцией в 1988 году, от «автоматического обмена» этого года

Обмен по запросу имеет некоторые отличия от автоматического:

1. Объем данных:

  • обмен «по запросу» предусматривает передачу от одного государства другому финансовой информации о конкретном лице либо организации;
  • обмен «автоматический» позволяет предоставлять большой объем информации о нерезидентах, которые обслуживаются финансовыми предприятиями страны-участницы обмена.

2. Предоставляемая информация:

  • «по запросу» может предоставляться любая, предположительно важная, информация для органов управления, которая обеспечивает соблюдение налогового законодательства;
  • «автоматически» передаются только данные о счетах нерезидентов, информация о которых имеется в финансовых учреждениях.

3. Время и форма обмена:

  • «по запросу» данные передаются в письменном варианте в ответ на поступивший запрос;
  • «автоматически» данные передаются в электронном варианте один раз в год.

Что необходимо для автоматического обмена с другими странами

Чтобы Россия могла направить в адрес Конвенции доказательства того, что РФ в полной степени может участвовать в обмене данными, государству необходимо произвести еще несколько действий для начала работы системы:

  1. Принять на государственном уровне закон об автоматической передаче информации.
  2. Разработать кадровую политику, средства для осуществления процессов на местах.
  3. Разработать системы кодирования и пакет государственных документов для передачи данных.
  4. Обеспечить надежную защиту передаваемой информации, кодирование.
  5. Обеспечить полную засекреченность, безопасность передачи данных.
  6. Создать перечень тех государств, с которыми Российская Федерация желает сотрудничать в сфере обмена, то есть обмениваться финансовой информацией.
Читайте также:  Выясняем зачем нужна приватизация квартиры

Стране необходимо выполнить немало требований, чтобы стать участницей Соглашения об автоматическом обмене налоговой информацией (Латвия, Швейцария и все остальные государства тоже обязаны подгонять свое законодательство к общим требованиям).

Российская Федерация вполне подготовлена к изменениям. Автоматический обмен налоговой информацией Россия совсем скоро сможет осуществлять. Сам по себе АОНИ непременно выгоден для государств-участников. К примеру, Россия передаёт другим государствам данные об их налоговых резидентах, которых сама РФ уже обложила налогами на доходы. А взамен ей предоставляются данные обо всех ее налоговых резидентах, у которых имеются счета за границей, то есть предположительно доход в бюджет государства.

Комментарии экспертов:

Александр Воронов, директор по развитию в странах СНГ и Балтии NTL Trust Limited:

После сообщения о подписании Россией соглашения об автоматическом обмене налоговой информацией заметно увеличился спрос на программы получения второго гражданства и резидентства в странах с благоприятным налоговым режимом. Нужно помнить, что наличие второго гражданство не решает вопрос налогового резидентства, поэтому вопрос нужно рассматривать комплексно. В основном рассматриваются страны с большим количеством договоров о двойном налогообложении и территориальным или льготным налогообложением резидентов. Россиянам стоит обратить внимание на Великобританию, Мальту, Кипр, Андорру, Монако, Сингапур, Багамы, ОАЭ. Выбор также зависит также и от инфраструктуры, часового пояса, безопасности, языка страны.

Олег Лемешко, юрист-международник компании «Элма Глобал»:

Вряд ли россияне будут массово переезжать за границу, чтобы избежать попадания под обмен налоговой информацией. Переехать могут только те, кого не связывает необходимость активного участия в управлении бизнесом на родине. Например, владельцы арендного бизнеса или пассивные инвесторы в облигации, которым все равно, где проживать. Помимо переезда за границу многие выбирают другие способы обойти обмен: перевод активов на лихтенштейнские фонды или покупку страхового полиса, а также перевод средств из «обменных» стран, расположенных в Европе, в «необменные» (например, в банки США). Пока что сложно сказать, когда будут известны партнеры России по автоматическому обмену налоговой информацией. У нас есть информация, что как минимум две страны, в которых россияне любят хранить свои деньги, а именно Швейцария и Кипр, проводят с властями РФ соответствующие переговоры. Возможно, именно они будут первыми, а остальные европейские страны последуют со временем. Но уже ясно одно: с 1 января 2018 года никто из европейских стран по тем или иным причинам не успевает запустить автоматический обмен.

Какая информация будет собираться?

Информация должна будет собираться финансовыми институтами. Это банки, депозитарии, брокеры, трасты и определённые страховые компании. В зависимости от типа счёта, будет собираться и передаваться следующая информация:

  1. Полное имя, адрес проживания, страна (страны) налогового резидентства, идентификационный налоговый номер, дата и место рождения владельца счёта;
  2. Номер банковского счёта (или его эквивалент);
  3. Название и идентификационный номер финансового института;
  4. Баланс счёта по состоянию на конец года (или на дату закрытия счёта, если счёт был закрыт в течение года);
  5. В зависимости от типа счёта:
    • общая сумма процентов, начисленных в течение года, или
    • сумма дивидендов, или
    • сумма прочего инвестиционного дохода, или
    • сумма, полученная от продажи имущества (в случае, если финансовый институт был брокером, номинантом или агентом владельца счёта);
  6. Валюта счёта и полученных сумм.

В настоящий момент 101 страна заявила о присоединении к автоматическому обмену информацией. В этот список входят и такие известные офф-шоры как Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Панама и др. Причём 54 страны, включая почти все страны Евросоюза, уже начали собирать финансовую информацию с 2016 года, а первый обмен информацией должен состоятся в 2017 году. Остальные 47 стран, включая Россию, начнут это делать на год позже. Полный список стран приведён в конце этой статьи.

Некоторые считают, что подписание Россией многостороннего Соглашения компетентных органов об автоматическом обмене информацией (CRS MCAA) ничего не значит. Якобы России нужно будет заключать отдельные договора с каждой отдельной страной, что в условиях существующих санкций может быть проблематичным. Кроме того, мол, Россия сама может не захотеть довести процесс до конца.

Да, России необходимо сделать ещё несколько шагов:

  • Принять закон на национальном уровне об автоматическом обмене информацией;
  • Разработать спецификацию передачи информации и применяемых методов шифрования;
  • Обеспечить защиту информации, которая будет передаваться в рамках автоматического обмена;
  • Обеспечить конфиденциальность данных;
  • Составить список тех стран, с которыми Россия хочет обмениваться налоговой информацией в рамках CRS.
Читайте также:  Дисциплинарная ответственность судей

Но, во-первых, Россия далеко не единственная страна в списке отстающих. Как сказал Отто фон Бисмарк: «Русские долго запрягают, но быстро едут». Во-вторых, сам по себе автоматический обмен информацией очень выгоден для всех стран-участниц. Например, Австралия передаёт другим странам информацию об их налоговых резидентах, которых Австралия у себя уже обложила налогами на доходы в Австралии. А взамен получает информацию обо всех своих налоговых резидентах, у которых есть счета за рубежом, т.е. возможно дополнительный доход в бюджет страны.

Какой из этого всего следует вывод? После 2018 года наш налоговый мир станет ещё более прозрачным. У тех, кто привык прятать свои доходы от налогообложения в другой стране, останется всё меньше шансов продолжать это делать. Так что тем, кто ещё не привёл свои налоговые дела в порядок, остаётся всё меньше времени, чтобы это сделать.

P.S. Возможно, вы задаётесь вопросом «А причём здесь кот?» Просто потому, что он мимишный.

Куда будет передана информация?

Информация о счёте активной иностранной компании (чей доход от пассивных источников не превышает 50% от общего дохода) передаётся только в государство её резидентства, данные же о счете пассивной компании — как в страну её резидентства, так и в страны резидентства её бенефициаров.

К примеру, у зарегистрированной в Великобритании компании открыт счёт в банке БВО. Бенефициар компании — российский налоговый резидент. Если компания считается активной, то информация о её счетах будет передана только в налоговые органы Великобритании. Если банк квалифицировал компанию как пассивную нефинансовую структуру, то информацию о счетах компании получат как британские, так и российские налоговые органы.

Как считают банкиры, не более 50% россиян, имеющих контролируемые иностранные компании (КИК), сообщают о них налоговым органам. Те, кто не хочет сообщать о своих КИК, чаще всего преобразовывают их в структуры без формальных критериев контроля или переводят компании на имена номинальных владельцев.

Соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией — это международный договор, обязывающий банки, брокеров, инвестиционные структуры и страховые компании стран, подписавших соглашение, отправлять информацию о счетах нерезидентов местным налоговым органам. Те, в свою очередь, передают собранные данные налоговым органам тех стран, резидентами которых являются владельцы счетов.

К соглашению присоединились более 100 стран: государства территориальной Европы, Канада, островные государства (БВО, Сент-Китс и Невис, Багамские острова и т.д.), некоторые государства Азии (например, ОАЭ и Саудовская Аравия). Полный перечень участников доступен на сайте ОЭСР.

По результатам опроса, те россияне, кто выводят капитал в юрисдикции, не участвующие в соглашении, чаще делают выбор в пользу Сингапура, который присоединится к соглашению в следующем году, но не будет обмениваться информацией с Россией, и США. Другие популярные ответы — Армения, Сербия и Черногория.

Согласно CRS, обмену подлежат финансовые и налоговые данные юридических и физических лиц, которые обязаны платить налоги за границей.

Следуя CRS, банки и другие финансовые учреждения предоставляют налоговой службе Нидерландов информацию о счетах своих иностранных клиентов – физических лиц и компаний. В частности, это касается:

  • закрытых компаний с ограниченной ответственностью – Besloten Vennootschap (BV);
  • открытых компаний с ограниченной ответственностью – Naamloze Vennootschap (NV);
  • партнёрств с неограниченной ответственностью – Vennootschap Onder Firma (VOF).

Речь идет о компаниях с учредителями-нерезидентами, зарегистрированными в Нидерландах, и о юридических лицах, учреждённых за границей. Иногда это касается и данных от конечных бенефициаров компаний.

CRS обязывает финансовые учреждения определять налоговое резидентство или место жительства своих клиентов. Владелец счёта должен представить соответствующий отчёт. Если страна налогового резидентства или проживания клиента является страной, которая участвует в CRS, финансовое учреждение предоставляет данные налоговой службе Нидерландов для дальнейшего обмена.

Автоматический обмен налоговыми данными: стоит ли бояться?

В первую очередь все владельцы иностранных компаний. Особенно, если компании получают пассивный доход и не занимаются производством, разработкой, инновациями, продажами, т.е. активным бизнесом.Важен также размер вашей доли в иностранной компании. Если у вас менее 10%, то вы не попадете в такой обмен.
Во-вторую очередь все владельцы иностранных счетов. Вы обязаны уведомить ФНС России о том, что у вас есть зарубежный счет. Но, вы можете не сообщать о движении средств на нем по окончании года, если ваш годовой оборот по нему не превысил валютного эквивалента 600 тыс рублей.

Написать комментарий

      • Статьи
      • Новости
      • Блоги
      • События
      • Объявления
      • Форум

      Но мне сказали, что автоматического обмена не будет!

      Дело в том, что в течение долгого времени Россия делала голословные заявления о том, что получит налоговую информацию в автоматическом режиме. Однако не имела подписанного надлежащего соглашения. Подписали лишь первый документ, который позволял облегченную, но ручную работу по пересылке налоговых данных.

      Читайте также:  Накопленный купонный доход (НКД) по облигациям

      Новое соглашение открывает ворота в мир автоматического обмена.

      Правда, на пути может возникнуть еще один нюанс, и мы о нем не раз писали: обмен осуществляется только между странами, что указали друг друга, как интересных партнеров. Иными словами, получается так: несмотря на то, что в соглашении уже 81 страна, Россия не получит сразу информацию от всех 80 участниц.

      Во-первых, сама Россия обязана указать, какие страны ее интересуют. Например, указывает Швецию, Британские Виргинские острова, Германию. В свою очередь Швеция, Германия и БВО должны указать в своем списке пожеланий Россию. Если будет «контакт», то начнется обмен. Если совпадения не случится – обмена не будет. По крайней мере какое-то время.

      Многие говорят о том, что Россия неинтересный партнер для обмена. Мол, кто в трезвом уме станет держать деньги в России? И хотя это не совсем так, все же спрос на двухсторонний обмен данными действительно под вопросом.

      Но представители ФНС тоже правы, когда говорят, что сегодня в налоговых поступлениях и обмене данных заинтересованы все. А значит, хоть какие-то, как минимум нейтральные и дружественные в целом страны, назовут Россию как партнера по обмену.

      Конечно, обмен начнется лишь в сентябре 2018 года и до этого необходимо подготовить новый закон, проработать юридические и технические моменты, обеспечить сохранность налоговых данных, поскольку они конфиденциальны. Но это так или иначе случится.

      Кто попадает под действие обмена и чем это грозит?

      В ФНС с 2018 года подадут информацию не только о вкладах физических лиц в банки, но и о компаниях, и о структурах без образования юридического лица. Иными словами, личный банковский счет, корпоративный или принадлежащий трасту – если они принадлежат российскому налоговому резиденту, то обязаны быть раскрыты.

      Учитывая, что соглашение подписали не только крупные экономики и оншоры, но и полноценные офшоры (Кайманы, БВО, список постоянно увеличивается), то секретности в этом вопросе ожидать сложно.

      Даже мятежные Панама, Бахрейн, скрытные Вануату Науру и Ливан присоединились к общемировому «стремлению к прозрачности». Добровольно или нет, это вопрос иной, но факт остается фактом: практические все важные юрисдикции уже оцеплены новым стандартом. А до других доберутся, учитывая, что ОЭСР и G20 готовы ввести санкции против тех, кто не согласен.

      Нововведение представляет опасность для двух групп россиян: тех, что владеют иностранными счетами, но не задекларировали их, как требует закон; и россияне (налоговы резиденты, если быть точнее), что контролируют иностранные компании (КИК) и также их не задекларировали. Учитывая, что за оба нарушения грозит наказание в виде штрафа или даже в некоторых случаях уголовного преследования, игры стали опасными.

      Наши коллеги отмечали, что некоторые предпринимали тактический маневр: раскрыв небольшой бизнес за границей и уплачивая с него налоги, но оставив в тени крупные доходы. Теперь у ФНС появится инструмент, позволяющий «случайно» наткнуться на истинные цифры доходов той или иной компании и физического лица, после чего сравнить с тем, что написано в декларации.

      И при необходимости доначислить налог и выписать штраф.

      Амнистия, как спасение?

      На фоне подписания соглашения по обмену налоговой информацией, создается впечатление, что пора воспользоваться амнистией. И даже эксперты отмечают, что к ней возник интерес. Конечно, массовым его не назовешь, но то, что он оторвался от отметки ноль – однозначно.

      Амнистия позволяет до 1 июля 2016 года задекларировать свои активы, что российские, что иностранные, в России, не платить с них налоги за прошлые периоды времени, избавится от преследования по налоговым и таможенным нарушениям за прошедшее время. Проблема лишь в том, что бизнес и капитал не доверяют властям и тому, что их не обманут.

      К сожалению, поводов для доверия не хватает.

      Но в некоторых случаях амнистия может помочь избежать серьезных проблем в будущем. Учитывая, что данные о счетах, накоплениях, компаниях со временем начнут просачиваться в ФНС, то налоговики выпишут штраф не за последние год-два, а за гораздо больший срок. С доначислением налога, пенни и прочими подарками судьбы.

      Как это сделать – придумают.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *