Путин поручил обеспечить соблюдение сроков расследования уголовных дел
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Путин поручил обеспечить соблюдение сроков расследования уголовных дел». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Следователь имеет право по необходимости поручать органу дознания произвести следственное, розыскное или оперативно-розыскное мероприятие в других районах или в месте предварительного следствия. В этом случае следователь вправе ознакомиться с оперативными розыскными материалами, которые можно отнести к расследуемому делу. Также он имеет право дачи письменных, обязательных для исполнения поручений с указанием и требованием их содействия в производстве определенных следственных мероприятий. Прокурор, который должен осуществлять контроль процессуальной деятельности, вправе отстранять дознавателей от последующего расследования, изъять любые уголовные дела у органа дознания, указать на проведение оперативных и розыскных действий, утвердить решение дознавателя о прекращении производства по делу и др. Это отражает тройное подчинение дознавателя. Он подчиняется начальнику органа дознания, который дает полномочия органа дознания и в соответствии с утверждением которого происходит принятие важных решений по делу, прокурору и следователю.
Другие отличия предварительного следствия и дознания
Дознаватель обладает меньшей процессуальной самостоятельностью, если сравнивать с процессуальной самостоятельностью следователя.
Особенности проведения предварительного расследования
Каждый этап расследования уголовного преступления имеет общие нормы для всех правоохранительных структур, занимающихся делом. Однако они различаются по правилам проведения в каждом конкретном случае. Сегодня в ходе расследования принято следовать общепринятым правилам ведения расследования:
- соблюдение норм подследственности и мест ведения следственных мероприятий;
- начало следствия в исходной точке правонарушения;
- соблюдение границ ведения расследования;
- следователь должен иметь необходимые права и квалификацию для самостоятельного ведения расследования;
- обязательное рассмотрение всех относящихся к расследованию ходатайств и удовлетворения значимых из них;
- запрет на передачу любой информации, касающейся расследования;
- в случае возникновения необходимости – группировать идентичные дела или выделять те или иные случаи в отдельное дело;
- привлекать только специалистов, имеющих необходимую квалификацию, и использовать специальную технику или оборудование;
- своевременно предпринимать необходимые действия для выявления, предотвращения противоправных действий.
Целью правоохранительных структур, проводящих расследования являются:
- раскрытие преступления;
- поиск граждан, причастных к противоправным действиям, и оправдание лиц, не причастных к ним;
- создание полноценной базы доказательств;
- доставка всех подозреваемых лиц на судебный процесс;
- обеспечение получения решения суда о взыскании ущерба, полученного в результате противоправных действий.
Участие адвоката в уголовном деле позволяет контролировать полноту и правильность ведения мероприятий, направленных на достижение перечисленных выше действий.
Общие условия предварительного расследования
Замечание 1
Общие условия предварительного расследования – это определенные правила, закрепленные в Уголовно-процессуальном кодексе
, отображающие характерные черты предварительного расследования и определяющие самые значительные требования к порядку следственных действий и последующего принятия решений.
Общие условия предварительного следствия базируются на общих принципах уголовного законодательства, их соблюдение является обязательным по всем уголовным делам.
Общие условия предварительного расследования включают предписания Уголовно-процессуального кодекса
, которые определяют:
- уполномоченные осуществлять предварительное расследование органы;
- подследственность уголовных дел;
- обязательность предварительного следствия;
- место и начало проведения предварительного следствия;
- производство следственной группой предварительного следствия;
- срок предварительного следствия;
- деятельность органов дознания;
- общие правила следственных дел;
- окончание производства предварительного расследования;
- протоколирование следственных действий;
- удостоверение факта невозможности подписания или отказа от подписания протокола следственных действий;
- меры попечения об иждивенцах и детях, по сохранности имущества обвиняемого или подозреваемого;
- обязательность рассмотрения ходатайств;
- соединение и выделение дел;
- использование научных и технических средств при расследовании преступлений;
- недопустимость разглашения информации, касающейся предварительного расследования;
- принятие мер по выявлению нарушений закона, их устранение, выявление условий и причин, которые способствуют совершению преступлений;
- участие понятых, переводчика, специалиста.
Эксперты – об уголовных делах из Обзора ВС № 1 за 2021 г.
Как выглядит бланк дарения автомобиля Нередко сам даритель обращается в суд, желая вернуть подаренный…
После этого вы и ваш защитник расписываетесь на постановлении. На документе указывают дату и время предъявления обвинения.
В срок предварительного следствия не включается время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом. Все следственные действия, которые производятся в ходе предварительного расследования, должны фиксироваться в протоколе.
Например, гражданин подает заявление в полицию об избиении. УД не может быть возбуждено, пока не нет достоверных доказательств, что данный гражданин действительно был избит, а не поскользнулся на улице. Поэтому дознаватель или следователь должен направить заявителя для прохождения следственно-медицинской экспертизы с целью установления характера имеющихся травм или повреждений.
Подобное происходит в результате постоянных приостановок, возобновлений, возвращений дел прокурором на доработку и т.д. Современное законодательство не предусматривает конкретный механизм определения адекватной продолжительности расследования.
Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором Республики Беларусь, Председателем Следственного комитета Республики Беларусь, Председателем Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или их заместителями.
После запуска уголовного дела, возбудившее расследование лицо незамедлительно отправляет копию решения прокурору. Следующим действием дознавателя, должно быть оповещение подозреваемого о запуске против него уголовного расследования. В случае наличия фактов, которые говорят о том, что уголовное дело возбуждено ошибочно, необходимо направить жалобу прокурору. В течение одного дня, после получения жалобы, прокурор должен изучить представленные материалы и определить законность возбуждения уголовного дела.
Если представленные факты оказались убедительными, вынесенное следователем постановление будет отменено. В случае задержания каждый подозреваемый может требовать соблюдения своих прав:
- Сообщить о задержании близким и родственникам.
- Получить адвоката для защиты.
- Проводить встречи с адвокатом наедине в течение двух часов.
Участвовать в следственных действиях необходимо только в присутствии адвоката. Если в протоколе задержания или допроса допущены неточности, нельзя их подписывать до момента исправления.
Согласно ч. 1 ст. 164 УПК РФ, следственные действия связанные с осмотром трупа при необходимости эксгумации (ч. 3 ст. 178 УПК РФ), освидетельствованием (ст. 179 УПК РФ), обыском (ст. 182 УПК РФ), выемкой (ст. 183 УПК РФ) производятся на основании постановления следователя.
По судебному постановлению проводяться следующие следственные действия (ч. 2 ст. 164 УПК РФ с отсылкой на ст. 29 УПК РФ):
- о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
- о производстве обыска и (или) выемки в жилище;
- о производстве выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи;
- о производстве обыска, осмотра и выемки в отношении адвоката в соответствии со статьей 450.1 УПК РФ;
- о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных статьей 93 УПК РФ;
- о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;
- о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;
- о наложении ареста на имущество;(на взгляд автора не является следственным действием, а по своей природе относиться к обеспечительным мерам)
- о контроле и записи телефонных и иных переговоров;
- о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами;
В случаях нетерпящих отлагательств, следователь может проводить следственные действия(по которым необходимо судебное постановление), без решения суда. Для этого следователь выносит постановление о производстве таких действий, но он обязан в течений трех суток с момента начала таких действии обратиться в суд уведомив судью и прокурора о производстве таких действий, а суд в течении 24 часов принимает решение о законности или незаконности следственного действия.
Проведение следственных действии без судебного постановления в случаях нетерпящих отлагательств возможно по следующим действиям:
- Осмотра жилища при отсутствии согласия;
- Обыска и выемки в жилище;
- Личного обыска;
- Выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи;
- Наложение ареста на имущество;(обеспечительная мера)
В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, личного обыска, а также выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи, наложение ареста на имущество, указанное в части первой статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя или дознавателя без получения судебного решения. В этом случае следователь или дознаватель не позднее 3 суток с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности решения о его производстве. Получив указанное уведомление, судья в срок, предусмотренный частью второй настоящей статьи, проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае, если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми в соответствии со статьей 75 настоящего Кодекса.
Предварительное Следствие Или Расследование 2021
В ходе производства следственного действия ведется протокол в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса.
ч.8 ст.164 УПК РФ
Протоколы следственных действий и протоколы судебных заседаний допускаются в качестве доказательств, если они соответствуют требованиям, установленным настоящим Кодексом.
ст. 83 УПК РФ
Протокол по сути является источником доказательств, а ни самим доказательством. Доказательствами будут являться сведения изложенные в данном протоколе. Хотя п. 5 ч. 2 ст. 74 УПК РФ он и включен в печень доказательств. Исходя из ч. 8 ст. 166 УПК РФ все дополнительные носители информации о ходе и результатах следственного действия должны быть приобщены к протоколу и указываются в приложении. При этом на практике очень часто видеозапись фиксирующая ход следственного действия приобщается к делу, а не к протоколу, тем самым избегается последствия признания видеозаписи незаконной из-за несоблюдения формы протокола и исключения его из числа доказательств по делу.
Следственные действия с участием понятых дают дополнительную гарантию законности производимых следователем следственных действий, а также их достоверность.
В случаях, предусмотренных статьей 182, частью третьей.1 статьи 183, статьями 184 и 193 настоящего Кодекса, следственные действия производятся с участием не менее двух понятых, которые вызываются для удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.
ч.1 ст. 170 УПК РФ
Исходя из вышеуказанной нормы права статьи 170 УПК РФ участие миниму двух понятых обязательно в следующих следственных действиях:
- Обыске; (Личном обыске;)
- Предъявлении для опознания;
Ранее еще была выемка информационных носителей по частью третьей.1 статьи 183, но на данный момент законодателем эта часть статьи упразднена.
В случаях, предусмотренных статьями 115, 177, 178, 181, статьей 183 (за исключением случаев, предусмотренных частью третьей.1), частью пятой статьи 185, частью седьмой статьи 186 и статьей 194 настоящего Кодекса, понятые принимают участие в следственных действиях по усмотрению следователя. Если в указанных случаях по решению следователя понятые в следственных действиях не участвуют, то применение технических средств фиксации хода и результатов следственного действия является обязательным. Если в ходе следственного действия применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись.
ч.1.1. ст. 170 УПК РФ
Наложение ареста на имущество — ст. 115 УПК РФ (нельзя отнести к следственным действиям, поскольку новых доказательств здесь не будет, это скорее обеспечительные меры). Но наличие при его производстве понятых если не видеться видеофиксация обязательна.
То есть, если видеофиксация не проводиться, то по следующим следственным действиям участие понятых обязательно:
- Осмотр (в том числе осмотр трупа.Эксгумация);
- Следственный эксперимент;
- Выемка;
- Осмотр, выемка и снятие копий с задержанных почтово-телеграфных отправлений производимых следователем в соответствующем учреждении связи;
- При составлении протокола о результатах осмотра и прослушивания фонограммы при контроле записи переговоров;
- Проверки показаний на месте;
Количество понятых не оговорено, но в тексте статьи указывается множественное число из чего можно сделать вывода, понятых нужно также, как минимум два.
Селезнева Н.М. О проблемах реформирования органов предварительного расследования
Существует ряд специфических функций, которые непосредственно реализуются в работе СК РФ. По своей сути, направления деятельности данного органа отличаются от аналогичных ведомств в структуре прокуратуры или же МВД. То есть это полностью самостоятельный орган предварительного расследования. Учитывая это, можно выделить ряд следующих функций:
— Осуществление предварительного расследования уголовных преступлений.
— Осуществление проверки доследственного характера по всем поступившим в ведомство заявлениям.
Процессуальная деятельность органов предварительного следствия Министерства внутренних дел в большей своей части основывается на ключевых функциях, которые возложены на них. К числу данных функций относятся следующие, например:
— разработка и реализация политики в сфере предварительного расследования уголовных правонарушений;
— непосредственная координация и руководство нижестоящими следственными органами, находящимися в системе МВД;
— расследование наиболее значимых и резонансных преступлений;
— взаимодействие с иными органами государственной власти с целью эффективного расследования, предупреждения и выявления уголовных правонарушений.
Нужно отметить, что сфера деятельности следственных органов МВД ограничивается общекриминальными правонарушениями, к числу которых относится большинство преступлений против личности, собственности, а также преступления в сфере экономики.
Нужно отметить тот факт, что в соответствии с общим законодательством, которое непосредственно регулирует работу следственных органов, служащие данных ведомств наделены рядом общих полномочий вне зависимости от специфики органа. Такими полномочиями являются:
— право на возбуждение дела по факту уголовного преступления, то есть уголовное дело;
— реализовать те или иные следственные действия на свое усмотрение за исключением случаев, когда требуется разрешение суда или вышестоящих органов;
— давать поручения органу дознания;
— в установленном законом порядке обжаловать те или иные решения прокуроров;
— осуществлять ряд иных полномочий, которые предусмотрены действующим законодательством.
Предварительное следствие — одна из двух форм предварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду с дознанием) по Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации.
По своей сути предварительное следствие является процессуальной деятельностью, направленной на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, перечень которых указан в статье 73 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
Задачами органов предварительного следствия являются Поляков М.П., Федулов А.В. М.: Юрайт-Издат, 2005 :
- v быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;
- v всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;
- v обеспечение правильного применения закона, способствование укреплению законности и правопорядка;
- v обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;
- v обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу;
- v установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятия мер по обеспечению его возмещения;
- v выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.
Так как дознание и предварительное следствие являются формами предварительного расследования, я считаю необходимым показать сходства и различия между ними.
Можно выделить следующие общие черты:
- 1) Единые задачи;
- 2) Упомянутые государственные органы в каждом случае обнаружения признаков преступлений обязаны решить вопрос и возбуждении уголовного дела и провести по нему расследование;
- 3) Регулируются единым законодательным актом (УПК РФ от 18.12.2001 г.)
- 4) Заключаются в производстве одинаковых следственных действий с целью собирания, проверки и оценки доказательств.
Перед тем как направить уголовное дело в суд, устанавливающий факт наличия противоправного действия, виновность либо невиновность задержанных, назначающий им наказание за незаконные поступки и применяющий прочие меры ответственности, необходимо провести соответствующее расследование. Оно выполняется в двух формах: предварительного следствия и дознания. Реализация данных мероприятий производится сотрудниками соответствующих отделов.
Следует начать с того, что дознание выполняется только относительно преступлений средней и небольшой тяжести, перечисленных в ст. 150, ч. 3 УК. При этом данные правонарушения относятся к категории очевидных. Это значит, что совершившее преступление лицо известно. Изучением других правонарушений, очевидных и неочевидных в том числе, но не включенный в список указанной выше статьи, занимаются органы предварительного следствия МВД.
К органам дознания, в соответствии со ст. 40 УК, относят:
- Главного судебного пристава РФ.
- ОВД Российской Федерации.
- Оперативные подразделения ФСБ РФ.
- Главного военного пристава.
- Федеральную пограничную службу.
- Главных судебных приставов субъектов РФ.
- Командиров соединений, воинских частей.
- Старших судебных приставов Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов.
- Органы противопожарной службы России.
- Начальников военных гарнизонов или учреждений.
Органы предварительного следствия в России включают в себя сотрудников:
- Прокуратуры.
- ОВД.
- ФСБ.
При определенных обстоятельствах предварительное следствие ведется начальниками следственных подразделений прокуратуры.
При расследовании уголовного дела органы дознания должны действовать в двух направлениях:
- Выполнять мероприятия, формирующие в комплексе собственно дознание.
- Начать действия, относящиеся к неотложным.
Необходимо сказать, что при подавляющем числе уголовных преступлений указанные мероприятия осуществляет полиция. Неотложные действия выполняются непосредственно после возбуждения дела, при котором предварительное следствие является обязательным. Только в этом случае есть возможность быстро обнаружить и зафиксировать следы правонарушения, собрать доказательства, требующие немедленного закрепления, изучения и изъятия.
Дознание выполняется по упрощенному порядку процессуальных форм и отличается значительной сжатостью сроков в сравнении с предварительным следствием. Так, по ст. 15 УК мероприятия должны быть окончены по истечении 15 суток с момента возбуждения дела и до принятия решения об отправке дела прокурору. Последний может продлить период, но не больше чем на десять дней. После проведения необходимых мероприятий дознавателем дело передается следователю. Он будет осуществлять дальнейшее изучение в соответствии с установленным порядком.
Прокурор дает письменные указания по каждому уголовному делу. Органы предварительного следствия исполняют эти предписания в обязательном порядке. Однако бывают ситуации, когда сотрудники не согласны с тем или иным указанием. В этом случае у следователя есть возможность передать дело на рассмотрение вышестоящему прокурору. При этом сотруднику необходимо изложить свои возражения в письменном виде.
Деятельность органов предварительного следствия регламентируется УК. При этом оперативно-розыскные мероприятия опираются на несколько другую законодательную базу. Кроме Федерального Закона от 5 июля 1995 года, регулирование указанной деятельности осуществляется на основании ряда ведомственных подзаконных нормативных актов. Вместе с этим имеют место и некоторые процессуальные отличия. Так, органы предварительного следствия РФ начинают свою работу в рамках дела только после его возбуждения. Оперативно-розыскные мероприятия этим не ограничены. Они могут проводиться и при наличии сведений о подготовке преступления, но без достаточного количества данных для принятия решения о возбуждении дела. Также оперативно-розыскные мероприятия могут выполняться при поступлении сообщений о пропавших без вести лицах или обнаружении неопознанного трупа.
В ходе расследования взаимоотношения, в которых находятся органы предварительного следствия РФ и прокуратура, носят процессуальный, а не административный характер. Прокурорский контроль не лишает сотрудников самостоятельности. Напротив, вышестоящее должностное лицо должно повышать ее наряду с увеличением ответственности за законное и своевременное выполнение необходимых мероприятий в рамках дела, раскрытие его, избегая при этом мелочной опеки над нижестоящим служащим.
При участии прокурора в опознании, осмотре места происшествия, выполнении следственных экспериментов, присутствии во время допросов обвиняемых, свидетелей или потерпевших, он не должен и не может заменять собой следователя и принимать на себя его задачи. Однако при наличии вопросов к допрашиваемым прокурор может их задать. Это должно отражаться в соответствующем протоколе. В процессуальных документах при любом следственном действии участие прокурора обязательно фиксируется.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
УПК РФ к органам предварительного следствия относит Следственный аппарат Следственного комитета при прокуратуре, Следственный аппарат органов внутренних дел, Следственный аппарат органов ФСБ, Следственный аппарат органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных средств.
Следователь процессуально независим, его полномочия носят властный характер. Это выражается в том, что следователь вправе давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в его производстве. Он может в любой момент до истечения срока дознания принять к своему производству дело, по которому обязательно предварительное следствие, но которое возбуждено и расследуется органом дознания. Постановления следователя по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Предварительное следствие и дознание имеют отличающие признаки. Осуществляются они разными органами или разными подразделениями одного органа. Кроме того, отличается объем, сроки, документальное оформление окончания процессуальной деятельности, осуществляемой этими органами.
С принятием в 1995 г. закона Российской Федерации «О милиции» процессуальные права начальника органа дознания перешли от начальников органов внутренних дел к руководителям криминальной милиции и милиции общественной безопасности. Следователь перестал находиться в формальном подчинении начальников органов дознания.
- руководство деятельностью органов предварительного следствия в системе МВД России в целях обеспечения объективного, всестороннего и полного расследования
- осуществление взаимодействия с органами государственной власти по вопросам, связанным с выявлением, предупреждением и расследованием преступлений
- расследование наиболее сложных, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений
В ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете РФ» содержится определение Следственного комитета, включающее ряд его признаков как органа государства:
- это федеральный государственный орган, деятельность которого в пределах полномочий реализуется на всей российской территории
- он реализует полномочия в области уголовного судопроизводства согласно российскому законодательству.
ФЗ «О Следственном комитете РФ» установил, что все руководство деятельностью созданного вновь следственного органа реализует Президент РФ.
В систему Следственного комитета входят:
- непосредственно центральный аппарат комитета;
- следственные главные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ (в т.ч. их подразделения по административным округам), а также приравненные к ним специализированные (в т.ч. военные) следственные отделы и следственные управления Следственного комитета;
- следственные отделения и следственные отделы Следственного комитета по городам, районам и приравненные к ним, в т.ч. специализированные (в т.ч. военные) следственные подразделения комитета.
Следственный комитет РФ и подчиненные ему органы осуществляют предварительное следствие по уголовным делам о наиболее тяжких преступлениях против личности (например, изнасилования, убийства) о налоговых преступлениях, тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних и др.
Основная задача Следственного комитета – качественное расследование преступлений согласно подследственности, которая установлена уголовно-процессуальным законодательством РФ.
Основные функции Следственного комитета:
- обеспечение законности при проверке, регистрации, приеме донесений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, проведении предварительного расследования, а также принятие мер, которые направлены на защиту свобод и прав гражданина и человека, охраняемых законом интересов государства и общества;
- обеспечение по уголовным делам досудебного производства;
- выявление тех обстоятельств, которые способствуют совершению преступлений, и также введению мер по уничтожению этих обстоятельств;
- осуществление и организация процессуальной проверки и контроля деятельности следственных нижестоящих органов Следственного комитета и их должностных лиц, управление имеющимися средствами и силами в интересах качественного и оперативного проведения предварительного следствия по уголовным делам;
- разработка и внедрение в практику технико-криминалистических современных методик и средств расследования преступлений;
- изучение, анализ и обобщение практики расследования преступлений, распространение опыта следственной работы;
- ведение и формирование криминалистических учетов, баз данных информации;
- осуществление и организация судебно-экспертной деятельности, взаимодействие с научно-исследовательскими и экспертными учреждениями;
- категория уголовных дел, отнесенных законодательно к подследственности;
- субъект предварительного расследования;
- сроки досудебного производства по уголовному делу;
- процедура окончания предварительного следствия или дознания;
- итоговое решение следователя или дознавателя.
- об опасных преступлениях;
- об общественно опасных деяниях, совершенных лицами, которые в силу своих психических или физических недостатков не могут самостоятельно осуществлять право на защиту;
- о преступлениях, совершенных лицами, заболевшими душевной болезнью после совершения преступных действий;
- о преступлениях невменяемых.
Предварительное Следствие Или Расследование 2021
- Неверно указанные следователем даты и время оформления постановления и это может повлечь отмену документа прокурором;
- Неправильная квалификация общественного опасного деяния;
- Вынесение постановления о возбуждении уголовного дела, когда документ был подготовлен от имени другого следователя.
Исходя из вышесказанного можно сказать о том, что такие ошибки, если они вовремя замечены в процессуальных документов влекут за собой отмену постановления, поэтому адвокат должен внимательно изучать этот документ на предмет процессуальной чистоты.
- Следователь не указал в протоколе осмотра найденного и изъятого оружия, которым было совершено преступление. В дальнейшем это влечет к тому, что оно может быть изъято из ряда важнейших вещественных доказательств;
- Неправильное обозначение месторасположения трупа при убийстве. Такая ошибка способствует тому, что дело возвращается к прокурору и последующее расследование;
- Осмотр места происшествия вообще не проводился следователями. Это один из самых серьезных недостатков, так как дело просто легко разваливается;
- ОМП проводится представителями следственных органов несвоевременным образом. Такая ситуация приводит к тому, что по естественным причинам попросту утрачиваются следы преступления и иные ценные доказательства, имеющие значение для уголовного дела;
- Осмотр места происшествия делается не следователем, как положено нормами действующего процессуального законодательства, а представителем полиции;
- Не были привлечены специалисты-криминалисты. Например, когда имеет труп и нужно установить причины смерти;
- Не использовались специальные научно-технические средства, поэтому не обнаруживаются вещественные доказательства, такие как микрочастицы или не видны слабовидимые объекты;
- Результаты осмотра фиксируются в протоколе следователями, на плане и фотоснимках небрежно и неточно При этом все обнаруживаемые при осмотре объекты лишь называются в протоколе, а не описываются достаточно полно и это приводит к утрате важнейшей доказательственной информации;
- Вещественные доказательства и копии со следов небрежно или неправильно упаковываются, что приводит к их порче и утрате.
Такие недостатки, выявляемые в ходе проверки материалов уголовного дела не всегда могут быть устранены при помощи организации повторного или дополнительного осмотра. И это только узкий круг распространенных ошибок, совершаемых представителями следственных органов при ОМП. Отсюда можно сделать простой вывод о том, что протокол осмотра места происшествия – это один из самых важных документов, который должен иметься в материалах уголовного дело. При осмотре места происшествия обязательно в соответствии с нормами УПК России должны присутствовать двое понятных лиц. Если имеются любые, даже самые малейшие сомнения о том, что ОМП проводится незаконно, то тогда следует заявить в судебном процессе ходатайство с просьбой о допросе понятных лиц.
Еще одним важным доказательством является такой процессуальный документ, как протокол предъявления лица для опознания. Прибегают следователи к этому действию тогда, когда потерпевший не может описать четко и достоверно преступника, совершившего преступление. Например, когда потерпевшее лицо не смогло опознать никого из присутствующих на следственных действиях граждан. Протокол предъявления лица для опознания также следует тщательно изучить на предмет достоверности даты, наличия подписи, описания событий.
СМЭ либо судебно-медицинские экспертизы осуществляются в соответствии с установленными законодательными нормами по всем категориям уголовных дел, где надо установить факт причинения телесных повреждений либо смерти потерпевшему лицу. Как правило, это все корыстно-насильственные и насильственные преступления в УК РФ.
- Эксперт не сделал вывод о том, какая степень тяжести вреда здоровью была в итоге нанесена. Тем самым он способствовал переквалификации преступного деяния с тяжкого состава на состав средней либо небольшой тяжести;
- Описание повреждений или трупа потерпевшего не совпало с реальными приметами на теле. Например, эксперт может описать смерть от падения, но по факту имели место быть насильственные повреждения;
- Объект, подвергнутый повреждениям или ущербу не описан полностью, не указаны его технические характеристики, не описан характер повреждений.
Примеров, когда экспертиза может быть оспорена масса. Если имеет место быть факт нарушений со стороны экспертов либо следственных органов, то тогда следует подать ходатайство о проведении дополнительной судебной-медицинской или технической экспертизы.
- Избыточность объектов, которые должны быть исследованы в связи с постановкой вопросов следователя;
- Шаблонность вопросов, когда следователем не обозначается конкретная ситуация;
- Неправильно упакованные и описанные в процессуальных документах предметы, предназначенные для проведения экспертизы;
- Непредоставление важных образцов для экспертизы;
- Неверное определение последовательности при назначении нескольких экспертиз. Это может привести к невосполнимой утрате тех или иных признаков и невозможности дальнейших исследований одного и того же объекта экспертами других специальностей;
- Несвоевременность назначения экспертиз и затягивание сроков проведения экспертных действий.
Проблемы предварительного следствия 2021
В 1995 году Законом РФ «О Милиции» процессуальные права начальника органа дознания перешли от начальников органов внутренних к руководителям криминальной милиции и милиции общественной безопасности и, таким образом, следователь перестал находиться в формальном подчинении органов дознания.
- Первый заместитель — генерал полковник;
- Статс- секретарь – государственный советник первого класса;
- Преемник Министра фельдмаршал полковник полиции;
- Преемник Министра генерал –капитан полиции;
- Преемник Министра генерал –капитан юстиции.
По большому счету под разаттестацию в той или иной мере попадут все структурные единицы. И оперативники, и дознание, и управление К, и ревизия, и даже пресс-служба с отделом Интерпола. Но основное внимание будет приковано к тем профессиям, которые не имеют прямого отношения к полицейской работе, а также младшие сотрудники. Именно с них и начнут проверки, чтобы успеть провести сокращение. Основная цель – максимальная экономия бюджета.
- Первый заместитель — генерал полковник;
- Статс- секретарь – государственный советник первого класса;
- Преемник Министра фельдмаршал полковник полиции;
- Преемник Министра генерал –капитан полиции;
- Преемник Министра генерал –капитан юстиции.
06 апреля День образования следственных подразделений в системе МВД России. История следственного департамента МВД России берет начало с 1963 года, когда Указом Президиума Верховного Совета СССР право производства предварительного следствия было передано органам внутренних дел.
И еще один нюанс – «вторая» пенсия от Пенсионного фонда России назначается без учета фиксированной выплаты. То есть, сумма будет определяться только пенсионными баллами – за минимальный 21 коэффициент пенсионер в 2021 году получит лишь 2076,06 рублей. По сути, это скорее доплата, чем полноценная пенсия (а так как общая выплата будет больше прожиточного минимума, пенсионер не получит права на социальную доплату).
12. Главные следственные управления (управления, отделы) при министерствах внутренних дел, при главных управлениях (управлениях) внутренних дел по субъектам Российской Федерации возглавляют соответственно заместители министров внутренних дел, заместители начальников главных управлений (управлений) внутренних дел по субъектам Российской Федерации — начальники главных следственных управлений (управлений, отделов), которые назначаются на должность и освобождаются от должности Министром внутренних дел Российской Федерации (за исключением лиц, назначаемых на должности высшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации).
- возраст – не меньше общеустановленного пенсионного (в 2021 году это будет 61,5 года мужчин и 56,5 лет для женщин);
- наличие страхового стажа (не менее 12 лет в 2021 году);
- наличие пенсионных коэффициентов (не менее 21 в 2021 году).
В начале лекции «Современная система следственных органов в Российской Федерации» хотел бы отметить, что масштабные реформы и реализация национальных проектов требуют высокого качества следственной работы с тем, чтобы правозащитный потенциал следователей, реально укреплял механизм справедливости и стабильности в обществе.
В структуре территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с утвержденной типовой структурой создается:. В составе следственного подразделения территориального органа МВД России в соответствии с утвержденной типовой структурой может создаваться:.
Так, в ст. 6.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ законодатель констатировал, что обстоятельства, связанные с организацией работы органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, а также рассмотрение уголовного дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумных сроков осуществления уголовного судопроизводства (ч. 4).
Органы Предварительного Следствия В России 2021 Год
Тем не менее, создание следственного комитета встретило неоднозначные оценки. До сих пор не утихают споры, рассматривающие положительные и отрицательные стороны данной реформы. Приведу мнения нескольких государственных служащих.
Действующий генеральный прокурор РФ Ю. Чайка высказал мысль о необходимости возвращения прокуратуре следственных функций: «Именно прокурор осуществляет функцию уголовного преследования, а не следователь. Следователь — как рабочий инструмент в руках прокурора. Во всем мире прокурор выполняет одну из двух функций: сам расследует уголовное дело либо руководит расследованием. У нас, к сожалению, нет ни той, ни другой функции».
По мнению Генерального прокурора необходимо вернуть полномочия прокурора в проведении предварительного следствия, в частности: «возбуждать уголовные дела, отменять незаконные и необоснованные постановления следователя, давать согласие следователю на возбуждение ходатайств перед судом; давать следователю обязательные для исполнения письменные указания и решать вопрос об отводе следователя».
Даная точка зрения имеет место быть, однако она не принимает во внимание прогрессивные результаты работы следственного комитета. В 2006 году следователям прокуратуры на доработку возвращали более 5 тыс. уголовных дел, к 2015 году этот показатель снизился, составив 1,3 тыс, т.е уменьшился более чем в 3 раза. В соответствии с официальными сведениями о деятельности Следственного комитета Российской Федерации за январь-июнь 2018, расследовано преступлений – 79 655 из количества находившихся в производстве уголовных дел – 131 525, что составило около 61% общей раскрываемости.
Действующий глава СК РФ – Александр Бастрыкин положительно прокомментировал проведенную в в 2007-2011 г реформу выделения Следственного комитета из состава прокуратуры. Он убежден, что реформа позволила в разы увеличить качество следствия. Тем не менее председатель следственного комитета говорит о необходимости усиления прокурорского надзора и предлагает обратиться к опыту зарубежных стран, введя должность следственного судьи (на примере Франции)
В настоящее время вопрос о взаимодействии прокуратуры и следственного комитета, не теряет актуальности. Вернуть прокуратуре ее полномочия до реформы 2007 года; укрепить положение следственного комитета, повысив его значения как единого органа или же ввести новую должность следственного судьи?
Вариантов дальнейшего реформирования в этой области довольно много, однако какой из них является наиболее рациональным? На мой взгляд, снова сосредотачивать в руках прокуратуры функции преследования по делу и надзора, малоэффективно. Ведь это влечет усиление коррупции и снижение раскрываемости дел. Что касается самостоятельности СК РФ как единого следственного органа, можно сказать, что увеличение численности сотрудников и повышение статуса СК РФ негативно скажется на экономической ситуации в стране. Создание должности следственного судьи, по примеру некоторых зарубежных стран, с одной стороны «поможет решить системные проблемы уголовного процесса», с другой стороны, изменения должны претерпеть прежние процессуальные функции судьи. В судебном разбирательстве судья должен будет проводить досудебную проверку, собирая доказательства и выступая таким образом государственным обвинителем. Но это противоречит главному принципам правосудия-состязательности процесса и беспристрастности судьи.
Таким образом, в результате реформы 2007-2011 гг. следственные полномочия полностью перешли к Следственному комитету, который стал единым, самостоятельным органом. Прокуратура осуществляет функции надзора за предварительным следствием, не занимаясь расследованием уголовных дел. Такое разделение в большей степени положительно сказалось на процессе раскрываемости дел и преодолении коррумпированности в деятельности предварительного следствия.
По его мнению, у прокуратуры достаточно полномочий в сфере надзора за следствием, а 1% оправдательных приговоров говорит об эффективности следствия и работы прокуратуры.
Сенатор Людмила Нарусова спросила Краснова, как он оценивает «ничтожно малое количество, 1%, оправдательных приговоров и тот факт, что часто судебное решение почти слово в слово, до грамматических оборотов и запятых, повторяет обвинительное заключение». Она спросила, считает ли он необходимым больший контроль за следствием со стороны прокуратуры.
«Мне кажется, что в настоящее время инструментов Генеральной прокуратуры достаточно в части исполнения функций надзора, — сказал Краснов. — Прокурор на стадии следствия надзирает за расследованием уголовного дела, имеет право знакомиться с материалами дела, участвовать в судебных заседаниях, если следователь представляет ходатайство».
«Поэтому, мне кажется, эффективно работают и Генеральная прокуратура, и Следственный комитет. Ошибки они всегда бывают, к сожалению. Мы стремимся их исправлять. А то, что вы говорите 1% [оправдательных приговоров], ну, это статистика», — ответил он.
«Я думаю, статистика соответствует реальной жизни, потому что следователь, расследуя уголовное дело, направляет его прокурору для утверждения обвинительного заключения и, мне кажется, что прокурор может очень эффективно исполнять свои функции, не первый раз увидев уголовное дело, когда ему его направляют для утверждения обвинительного заключения, а в ходе всего предварительного следствия осуществляет функции надзора», — добавил Краснов.
«Поэтому, может быть, 1% как раз и говорит об этом, что следствие эффективно расследует уголовные дела, а прокурор, соответственно, осуществляет функцию надзора», — ответил он сенатору.
Краснов считает, что прокурорский надзор необходим при вынесении незаконных решений об отказе в возбуждении уголовных дел. Кандидат на должность генпрокурора отметил, что основная проблема приходится именно на районные отделы СК и полиции.
Отвечая на вопрос уполномоченного при президенте России по правам человека Татьяны Москальковой, Краснов заявил, что стадия возбуждения уголовного дела необходима, вместе с тем очень много материалов с отказами. «И на мой взгляд, при наличии оснований следователь будет всегда возбуждать уголовное дело», — сказал Краснов, добавив, что разобраться в ситуации зачастую позволит только инструментарий, предоставленный УПК.
«Понятно, что в ходе проведения доследственной проверки можно провести какие-то следственные действия, назначить судебные экспертизы, но тем не менее, в случае оснований следователям [необходимо] принимать решения [о возбуждении уголовных дел], прокурорам необходимо надзирать за действиями следователей именно в районе, откуда эти проблемы могут возникать. Потому что большая часть нарушений возникает на низовой инстанции — это районные отделы, и в органах внутренних дел, там тоже выносятся постановления об отказе в возбуждении уголовных дел и, соответственно, в следственных подразделениях», — сказал Краснов.
Он добавил, что за этой проблемой надо внимательно следить и принимать меры, в том числе прокурорского реагирования при вынесении незаконного решения.
Кандидат на должность генпрокурора считает, что работа прокуроров должна быть прозрачна для защиты прав граждан. «Основной принцип прокуратуры — защита прав граждан и законов, которые действуют на территории РФ. Органы и учреждения прокуратуры должны быть прозрачны, чтобы человек видел, что его обращения рассмотрены неформально, а в случае выявления нарушений восстанавливается законность», — сказал он.
В конце октября 2020 Минфин предложил реформу силовых структур, которая с высокой долей вероятности будет принята и вступит в силу в 2021 году:
- объединить ФСИН, ГФС и ФССП на базе МВД в единый правоохранительный орган с одновременным сокращением численности
- сократить на 10% численность сотрудников органов внутренних дел (за счет вакансий и перевода сотрудников, работа которых не связана с выполнением правоохранительных функций, на гражданскую службу),
- установить максимальный размер денежного довольствия, учитываемого для начисления «военных» пенсий не выше 80% (сейчас 73,68%)
- исключить из закона индексацию военных пенсий не менее чем на 2% сверх инфляции,
- увеличить с 20 до 25 лет минимальную выслугу лет для выхода на пенсию
- продлить срок носки вещевого имущества
- создать единый расчетный центр, а также единую систему материально-технического (тылового) обеспечения для централизации финансово-хозяйственной деятельности
Данная реформа позволит Минфину сэкономить по 20 млрд рублей ежегодно. Пока официальных подтверждений этой информации из Правительства не поступало, но все центральные газеты сообщили, что реформа идёт в верхах.
Расходы Следственного комитета РФ и Генеральной прокуратуры России планируется сократить в 2021 году более чем на 1 млрд рублей, говорится в пояснительной записке к проекту бюджета на 2021-2023 годы.
Согласно документу, бюджетные ассигнования по направлению «Следственный комитет Российской Федерации» в 2021 году составят более 48,7 млрд рублей, в 2022 году — свыше 48,9 млрд рублей, в 2023 году — более 50,5 млрд рублей. «Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными 380-ФЗ [«О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»], в 2021 году уменьшены на 1,2 млрд рублей, в 2022 году уменьшены на 2,1 млрд рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2022 год, увеличены на 1,6 млрд рублей», — говорится в документе.
В Российской Федерации до рассмотрения уголовных дел в суде производится их предварительное расследование. Оно в соответствии с уголовно- процессуальным законом представляет собой правоохранительную деятельность органов предварительного следствия и дознания, направленную на собирание доказательств, раскрытие и пресечение преступлений, изобличение и привлечение виновных к уголовной ответственности. Закон так же обязывает данные органы принимать меры, направленные на предупреждение преступлений.
Деятельность данных органов в конечном итоге является основой последующей судебной деятельности по рассмотрению и разрешению уголовных дел, поскольку в процессе судебного разбирательства суд, несмотря на его независимость и самостоятельность, при исследовании доказательств использует данные, полученные органами предварительного следствия.
В историческом развитии уголовного судопроизводства появление органов следственной власти было вызвано отсутствием достаточного числа обвинителей среди частных лиц, необходимостью вести исследование с энергией и затратой значительного принуждения на добытие доказательств и привлечение нужных для правосудия лиц к суду1.
Проводимые в России судебно правовые реформы направлены на эффективную работу правоохранительных органов по борьбе с преступностью в сочетании с гуманным отношением к человеку, попавшему в сферу уголовно- процессуальных отношений. В этом же направлении должно изменяться предварительное следствие.
Естественно, что в ходе реформирования любого государственного института накапливается определенный историко-правовой опыт, заслуживающий пристального внимания и тщательного изучения в целях его учета и возможного использования в последующих реформаторских шагах.
Отечественный опыт показывает, что, как правило, реформаторские изменения в институте предварительного следствия обычно происходили в русле широкомасштабных судебных реформ, которые сами при этом органично вписывались в исторические, экономические, политические, и нравственные самобытные процессы жизнесуществования России. Важно подчеркнуть, что судебные реформы, в свою очередь, сами являлись и являются следствием глобальных исторических процессов, зачастую предшествующих смене общественно-экономических формаций в том или ином государстве. Именно это обстоятельство диктует необходимость проблему реформирования правовых институтов рассматривать в контексте комплекса всех реформ, проводящихся в государстве.
Исторический опыт свидетельствует, что коренные изменения социально-политические устройства государства, как правило, влекут за собой реформирование судебно-правовой системы.
Обзор изменений в порядке расследования профзаболеваний
С 1 марта 2023 года вступает в силу новый порядок расследования профессиональных заболеваний. Постановление Правительства РФ от 5 июля 2022 г. № 1206, регламентирующее порядок расследования и учета профессиональных заболеваний работников, будет действовать до 1 марта 2029 года. Документ отменит Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. № 967.
Если учесть, что профессиональные заболевания (далее – ПЗ) расследовались более двадцати одного года по Постановлению № 967, нам предстоит переходить на новые правила расследования, и для этого нужно определить, какие принципиальные отличия в расследовании определены в новом НПА.
Изменение 1. Прописан механизм замены членов комиссии по объективным обстоятельствам. Сроки завершения расследования ПЗ остались прежними – не более 30 рабочих дней с момента создания комиссии.
При этом отмечаем отсутствие системности в установлении контрольных сроков в целом. Это влечет за собой трудности в понимании документа и возможные ошибки при расследовании. Так, некоторые временные интервалы указаны в календарных днях, а некоторые – в рабочих. Более того, в документе допускается указание таких терминов, как «неделя» или «месячный» срок. К примеру, такого недостатка лишен порядок расследования несчастных случаев, который применяет временную шкалу исключительно в рабочих днях.
Изменение 2. Ввели словосочетание «процент вклада» работодателей в возникновение ПЗ. Это не выдерживает критики, можно было написать «степень вины», «доля участия». В НПА не указано, для чего комиссии нужно установить такую долю, а мы — Центр оценки квалификации и обучения, расскажем. Это нужно для того, чтобы привлечь к ответственности по части 3 статьи 6.3 КоАП организации и должностных лиц, допустивших нарушения государственных санитарно-эпидемиологических норм, которые стали причиной произошедшего по всей цепочки расследования всего профессионального маршрута заболевшего или умершего работника.
Изменение 3. Извещение при хроническом профзаболевании. Медицинская организация, установившая предварительный диагноз профессионального заболевания, должна направить извещение работодателю теперь не только при остром профзаболевании, как это указано в Постановлении № 967, но и при хроническом. Это – новшество в порядке расследования.
Изменение 4. Новый порядок направления сведений в центр эпиднадзора для подготовки санитарно-гигиенической характеристики условий труда. Теперь сроки такие:
- в течение суток со дня, следующего за днем получения из медорганизации извещения об установлении работнику предварительного диагноза острого профзаболевания;
- в течение 7 рабочих дней со дня, следующего за днем получения извещения об установлении работнику предварительного диагноза хронического профзаболевания.
Медорганизация, направившая извещение в органы государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) и работодателю об установлении работнику предварительного диагноза – острое профзаболевание, в течение недели со дня получения санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника должна будет направить документы в центр профпатологии для проведения экспертизы связи заболевания с профессией.
Изменение 5. Новый срок направление работника в центр профпатологии. Установлено, что для экспертизы связи острого профзаболевания с профессией работник будет направляться в центр профпатологии непосредственно после оказания ему медпомощи. Раньше было указано – в течение месяца.
Изменение 6. Продолжительность работы в другой компании. Если при выяснении обстоятельств и причин возникновения заболевания будет установлен факт осуществления работником работы во вредных и опасных условиях труда на предыдущих местах работы, продолжительность такой работы, обусловившей развитие профессионального заболевания должно быть в обязательном порядке отражено в санитарно-гигиенической характеристике условий труда. Методика оценки вклада периодов работы во вредных и опасных условиях труда на предыдущих местах работы должна быть установлена Минздравом России.
С какими проблемами кибербезопасности в следующем году столкнутся компании из различных отраслей?
Владимир Дащенко, специалист по кибербезопасности, «Лаборатория Касперского»
В 2023 году изменятся подходы к моделированию угроз. Балканизация интернета, непрекращающиеся вооруженные конфликты, изменения и политическая напряженность оказывают непосредственное влияние на киберпространство и киберпреступность. Возрастет число политических киберпреступлений и нарушений закона по политическим мотивам. Скрипт-кидди будут чаще присоединяться к продвинутым киберпреступным группам или злоумышленникам, действующим при поддержке государства.
Обеспечение кибербезопасности будет осложняться отсутствием прозрачности и недостаточным обменом информацией между компаниями. Вести бизнес в привычном режиме и сохранять нейтралитет будет все сложнее. К сожалению, влияния глобальных политических конгломератов на киберпространство и кибербезопасность избежать не удастся.
Артур Лодрен, стратегический аналитик (программа кибербезопасности), Гаагский центр стратегических исследований
Текущие тренды продолжатся и в следующем году. В частности, угроза безопасности и целостности цепочек поставок для государственных структур, операторов критических инфраструктур и компаний с глобальным присутствием сохранится как на программном, так и на аппаратном уровнях. Для решения этих проблем предприятиям потребуется наладить тесное сотрудничество с подрядчиками и поставщиками и не в последнюю очередь соблюдать новые нормативные требования, действующие в США и ЕС.
Джеймс Рейндж, президент White Rock Security Group
Только в первом полугодии 2022 года число атак программ-вымогателей возросло на 288%. В связи с этим мы ожидаем, что многие компании, особенно в сегменте малого и среднего бизнеса, будут приобретать страховку, которая покроет убытки в случае инцидента кибербезопасности. Страхование пока остается спорным вопросом, поскольку отраслевые эксперты никак не могут прийти к единому мнению о размере страховых выплат, однако в условиях непрерывной эволюции ландшафта угроз киберстрахование должно стать одним из ключевых направлений корпоративной безопасности. Мы ожидаем его стремительное развитие, так как многие организации внимательно относятся к предупреждениям экспертов по безопасности и хотят защититься от шифровальщиков. Однако помимо страховки, организациям понадобится дополнить свою стратегию планом аварийного восстановления или отката вредоносных действий.
Кубо Мачак, юрисконсульт, Тильман Роденхойзер, юрисконсульт, Мауро Виньяти, советник по вопросам ведения войны с использованием цифровых технологий, Международный комитет Красного Креста
Ключевой проблемой в 2023 году станет то, что гражданские лица будут и дальше страдать от киберопераций, проводимых в рамках вооруженного конфликта. Сохранится риск намеренного повреждения данных, устройств и сетей государственных учреждений, объектов критических инфраструктур и компаний, часто с нарушением правил ведения войны. Злоумышленники будут пытаться втянуть мирное население — как отдельных лиц, так и организации — в кибервойну и киберпреступную деятельность или добиваться от них поддержки военных операций в цифровом пространстве. Это не только представляет большую опасность для людей и общества в целом, но и нарушает ключевое правило, которым должны руководствоваться враждующие стороны: не вовлекать мирное население в военные действия.
Стефан Соесанто, старший исследователь кибербезопасности, Центр исследований в области безопасности (CSS)
Думаю, что вымогатели и другие киберпреступные группировки сосредоточатся на краже медицинских данных (вспомните взлом финской психотерапевтической клиники Vastaamo в 2020 г. и австралийского страхового агентства Medibank в 2022 г.), а также личных данных (как это случилось с Ashley Madison в 2015 г.). Эти атаки наглядно показали, что массовое психологическое давление на тысячи отдельных жертв одновременно в разы повышает шансы злоумышленников на получение выкупа от людей, чьи данные были скомпрометированы.
Эксперт рассказал о подготовке финала спецоперации на Украине
Сейчас все чаще можно услышать мнения о том, что «США будут сражаться в ходе СВО до последнего украинца». Однако, разгоревшийся недавно скандал с секретными документами Байдена, может привести к завершению специальной военной операции на Украине намного быстрее, чем это было запланировано. Политтехнолог, профессор Марат Баширов уверен, что «СВО закончится уходом США с Украины».
Эксперт отметил, что уже скоро поставки оружия будут прекращены, а иностранные инструкторы уедут из-за смены руководства.
Баширов уверен, что для США теперь нет никакого смысла тратить деньги на конфликты в Европе, достаточно всего лишь «поддерживать тлеющие очаги на Украине и на Балканах и помогать своему цепному псу — Польше догрызать Германию, которая была локомотивом экономического роста ЕС. Теперь фокус будет перенесён на Китай».
Эксперт считает, что Байден будет свергнут с власти через «бумажный скандал». Политика выставят не в лучшем свете, но с приходом новой власти сразу начнут рисовать имидж страны иным образом. Теперь это будет рай для промышленности, который даст свой расклад на будущее Америки, да и всего мира в целом.
В США озвучили четыре варианта окончания военного конфликта РФ и Украины
Американский консервативный журнал сделал свой прогноз об окончании СВО на Украине. Журналисты описали 4 варианта дальнейшего развития или завершения российско-украинского конфликта:
- Американское издание рассматривает дипломатический подход как наиболее вероятный путь к урегулированию военного конфликта. Журнал предполагает, что в конечном итоге обе стороны сядут за стол переговоров и, возможно, до этого на какое-то время прекратят вооруженную борьбу.
- Этот вариант считают маловероятным, но все же реальным. Так, Россия может обратиться к своему «секретному оружию» — тактическим ядерным ракетам, если украинские вооруженные силы будут продвигаться вперед и лишат РФ контроля над какой-либо территорией (например, над Крымом).
- Наименее предпочтительным для Запада вариантом может стать тот, когда Россия продолжит наступление и освободит большую часть территории Украины. При этом успехи будут продолжаться и далее.
- Последний вариант — жители России устанут от санкционного давления и устроят государственный политический переворот.